Формирование основ финансовой грамотности и экономического воспитания - Ребёнок и карманные деньги

В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стало особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остаётся неочевидной. В России по прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16-20 лет.

Но обучать детей основа финансовой грамотности можно гораздо раньше!

Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю – это карманные деньги, о которых и пойдет речь.

Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребёнком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

Выдавайте детям карманные деньги.

Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда Важно, чтобы у ребёнка были собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребёнок может научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребёнок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу.

Договоритесь с ребёнком о сумме о периодичности выдачи карманных денег.

Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребёнка, - предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течении этого разговора рассказать ребёнку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определённую сумму карманных денег (каждую неделю, раз в две недели, раз вместе и др.)

Не платите ребёнку за помощь, по дому, и не лишайте карманных денег в качестве наказаний.

В формировании финансовой грамотности ребёнка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребёнком договоренностей по периодичности и объёму средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации и демотивации.

Не увлекайтесь контролем расходов.

Цель определения карманных денег ребёнку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его средствами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребёнка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребёнком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды – чем меньше период , тем проще контролировать траты.

Расскажите ребёнку, для чего нежна копилка

Обсудите с ребёнком суть накоплений- для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребёнка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет иди любая другая ценная вещь для него. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени для накопления на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяц и обсудите успехи или неудачи.

Договоритесь о помощи при крупной покупки.

Если копить на важную для ребёнка вещь необходимо слишком долго – мотивируйте ребёнка тем, что когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть и т.д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

Включите в карманные деньги часть расходов на ребёнка.

Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребёнка и его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребёнок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возврата это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно этот список будет расти – до тех пор, пока все расходы ребёнка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

Помогите ребёнку оптимизировать расходы.

Расскажите ребёнку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная сеть, транспорт, еда вне дома и т.д.)

Будьте примером

Обратите внимание на то, что дети – наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребёнка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребёнку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Предложите ребёнку специальное обучение.

Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.

 

Печать