Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила: Моисеева Е.Н.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольникпрактически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить.

Поэтому проблема финансовоговоспитания становиться актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового«здоровья». Именно дошкольныйвозраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

Формирование финансовой культурыофициально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансоваяграмотность активно включается в систему образования.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я рекомендую коллегам познакомится с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А.Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева.

Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном мире.

Выделяют следующие формы и методы знакомства детей с миром финансов:

1. Игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные. Так, сделать экономику для детей понятной помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

2. Интерактивный мини – спектакль (обучающая сказка) – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов.

3. Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ.

4. Занятия – исследования – один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения и воспитания.

5. Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при знакомстве детей с миром финансов.

6. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формыпознавательной деятельности с использованием информационно– развлекательного содержания.

7. Папка – передвижка предназначена для работы с семьей. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы идем в банк»и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определенный срок (выходные дни, праздники, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется обратная связь с семьей.

8. Чтение – основная формавосприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная формаразвития познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности. Могу порекомендовать следующую серию книг: «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Мини – спектакли», «Говорим с детьми о финансах».

9. Выставки по темам «Мир финансов» с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

10. Проекты по теме - эффективный метод,позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель – родитель – ребенок». Участники проекта осваивают новые понятия, формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнером и помощником родителей и ребенка в саморазвитии.

Большое значение имеет создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов. Поставьте перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Составьте план работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников можно реализовать в разных видах детской деятельности и развития:

Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.

Развитие речи–дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.

Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленние», «на сколько больше - на сколько меньше».

Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.


В заключении, могу с уверенностью сказать, что тема «Знакомство детей с миром финансов» актуальна, своевременна и, несомненно, интересна и для детей, и для педагогов.