Карманные деньги

Подготовила учитель-логопед
Смелая О.В.

Деньги — такой же важный инструмент обучения детей, как книги, развивающие игры, музыкальные инструменты и другие обучающие материалы. Умение управлять настоящими деньгами — это важнейший жизненный навык, которому родители могут научить своих детей.

Никто и ничто на свете не научит ваших детей понимать цену и ценность денег, а также управлять ими лучше, чем труд! Я не видела ни одного взрослого, которого в детстве испортил труд, но видела большое количество неизлечимо «больных», избалованных, несамостоятельных, капризных, неблагодарных молодых людей, которых испортило отсутствие труда и полное потакание их родителей всем прихотям своих чад. Именно эти родители в свое время твердили «еще наработаются» или «потом стакан воды не подадут».

«Потом стакан воды не подадут!» Одним из самых частых опасений родителей является то, что они боятся платить детям за домашние обязанности, которые являются обычным вкладом каждого члена семьи (такие как убрать за собой кровать, навести порядок у себя в комнате, помыть посуду и прочие), т. к. дети в будущем, по их мнению, не станут делать ничего бесплатно. Подобное опасение, конечно, не имеет никаких подтверждений, но я все же разберу разные модели.

Существует несколько моделей выдачи карманных денег детям. Ни одна из них не является самой правильной. И родители могут выбирать любую или комбинировать их (как делаю это я).

Первая модель — ребенок получает деньги за принадлежность к семье, и при этом у него есть обязанности (убрать игрушки, вымыть посуду и т.д.). Недостатком этой модели может быть то, что она не учит правилу: деньги (в реальном мире) даются за хорошовыполненную работу. В данном случае, делаешь хорошо ли, плохо ли, — ты все равно получаешь деньги.

Вторая модель — родители платят деньги за выполнение конкретных обязанностей по дому, часть которых может являться обязательной (ты должен это делать, хочется или не хочется, и за это я тебе буду платить), а часть — опциональной (хочешь заработать — делай, не хочешь — не делай). Недостатком является то, что сложно определить обязанности, за которые «нужно» платить деньги, а за какие — нет, а также то, что в определенный момент ребенок может отказаться выполнять работу, т. к. в тот момент ему окажутся не нужны деньги или будет просто лень выполнять работу; тогда родитель должен будет заставить ребенка ее выполнить или сделать самому.

И третья модель— родители платят деньги только за некоторую работу по дому (например, уборка твоей комнаты — твоя обязанность, а за самостоятельную уборку всей квартиры (где ты освобождаешь других членов семьи от работы) ты получаешь деньги). Недостаток такой же, как и в предыдущей модели: ребенок может отказаться выполнять некоторые обязанности даже за деньги, и тогда его придется принуждать. Это, впрочем, также будет являться уроком из взрослой жизни, ведь все мы, взрослые, очень часто делаем за деньги то, что нам не хочется делать. Например, ходим на нелюбимую работу, за которую получаем зарплату.

Дети любят зарабатывать деньги! Я помню это по себе, вижу это по дочке. И знаю из многочисленных примеров друзей и знакомых. Самостоятельно заработанные деньги и возможность их потратить на то, что ты хочешь, придают ребенку невероятное, не сравнимое ни с чем чувство уверенности в себе и удовлетворение.

Понятно, что речь не идет о том, чтобы заставлять 10-летнего ребенка «грузить вагоны».Сложность и тяжесть труда должны быть пропорциональны возрасту и развитию ребенка. До подросткового периода речь, как правило, идет о простых домашних обязанностях (помощь в уборке, на кухне и т.д.).

Труд лучше любых учителей в мире воспитает в ребенке самостоятельность, ответственность, дисциплину, умение доводить работу до конца, даст понимание того, что каждаявещь в жизни дается трудом, что «деньги не растут на деревьях», что у вас нет «денежного печатного станка», и т.д.

Но тут возникает множество вопросов:

На все эти вопросы я отвечаю ниже.

Должна ли с возрастом расти величина карманных денег? Да, должна, т. к. дети растут, а с ними растут их желания и потребности. Должна расти и сложность работы и обязанностей, которые дети выполняют. Но на практике рост величины карманных денег должен происходить не только с увеличением возраста, но и, что более важно, с ростом доверия, которое ребенок завоевывает, распоряжаясь своими деньгами.

Например, если ребенок тратит карманные деньги на то, что, по мнению родителей, наносит ему вред (компьютерные игры, фаст-фуд и т.д.), или, например, хвастается своими деньгами перед сверстниками и унижает их, родители могут временно ограничить величину карманных денег, параллельно проводя разъяснительную работу, т. к. наказание деньгами принесет неудобства, но может не изменить отношение.

Гоните жалость и сомнения, такие как:

— «еще наработаются»,
— «не будут успевать в школе или вузе»,
— «хочу беззаботное детство своим детям»,
— «потом стакан воды без денег не подадут» и прочие.

Родители, излишне оберегающие своих чад, получат в итоге детей, не желающих покидать безопасный мир фантазий, созданный родителями.

Когда начинать платить Карманные Деньги?

Специалисты рекомендуют начинать в 4-6 лет, когда ребенок учится читать, писать и считать.

Сколько давать денег за работу?

Исходить нужно из возможностей семьи и реальных расходов ребенка.Не слишком мало, чтобы не развивать в ребенке зависть, злобу и даже воровство, и не слишком много, чтобы не развивать хвастовство и потребительское отношение к людям.

Не нужно себя ни с кем сравнивать (с другими родителями и детьми) — это неблагодарное и глупое занятие. Жить нужно по своим средствам.

За какую работу не нужно платить?

За что можно платить деньги?

Платить ребенку можно за следующие виды работы:

Важно понимать, что на карманных деньгах воспитание детей не заканчивается. Параллельно с выплатой карманных денег (за работу) должна вестись обычная воспитательная работа, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям или бабушкам и дедушкам, т. к. ему лень или у него достаточно денег.

Итак, примеры:

Во всех описанных выше примерах важно соблюдать разумную грань между взаимовыручкой и вкладом каждого члена семьи в общее дело и работой за деньги, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям, если у него нет потребности в деньгах. Помощь своим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям, а также другим людям не должна иметь только внешние мотиваторы (деньги, подарки и пр.).

Как часто нужно давать деньги?

Детям младшего возраста деньги нужно давать раз в несколько дней или не реже одного раза в неделю. Далее, с возрастом, нужно давать деньги реже. Больший срок научит детей планированию и рациональному использованию денег.

Платить наличными или переводить на карту?

Лучший инструмент обучения детей управлению деньгами — это наличные деньги!Во-первых, наличные деньги (купюры и монеты) притягательны для детей, а во-вторых, реальные деньги более понятны детям, чем невидимые глазу, виртуальные или фейковые.

Оплачивая покупки картами или с помощью мобильных телефонов, вы даете детям ложный сигнал о том, что деньги появляются из ниоткуда и не заканчиваются. Сам концепт того, что за вещи нужно платить, уходит из внимания. С наличными дети будут видеть, что деньги реальны, и что их становиться меньше, когда вы оплачиваете покупки.

В старших классах можно начинать использовать для обучения дебетовые карты.

Как правильно тратить деньги?

Разделите деньги на три баночки или конверта (или банковских счета — для старшеклассников): «Трачу», «Сберегаю» и «Отдаю/Делюсь».

Научите ребенка с детства распределять все полученные им деньги на эти три категории. Для дошкольников и школьников младших классов пропорция может быть следующей: «Сберегаю 1/3, трачу 1/3 и отдаю 1/3». С возрастом эта пропорция будет меняться — например, «Сберегаю 30%, трачу 60% и отдаю 10%». В старших классах может появиться отдельная категория «Инвестирую».

Деньги из «Сберегаю» ребенок может тратить спустя какое-то время, когда накопит нужную сумму на более дорогую вещь (например, велосипед). Эта баночка всегда идет первой! Такой подход научит ребенка сначала «платить себе» (откладывать себена будущее), а потом всем остальным.

Пока ребенок копит, докладывайте в эту баночку «процент». Например, на каждый сэкономленный ребенком рубль докладывайте еще один, свой, рубль. Это покажет ребенку, как работают процент и инвестиции, иначе говоря, как деньги зарабатывают деньги.

Деньги из «Трачу» ребенок может тратить как, когда и на что захочет (на разрешенные родителями вещи, естественно)

Деньги из «Отдаю» ребенок будет тратить не на себя, а на братика, сестренку, маму, своего друга или подругу, на благотворительность и т.д.

 

Печать