Печать

Консультация для родителей «Игры-экспериментирования на кухне»

подготовила старший воспитатель Бледай В.В.

Тема: «Водичка, водичка»

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.
Задачи:

  1. Развивать у детей слуховое, зрительное и тактильное восприятие, мышление, речь.
  2. Изучить свойства воды (мокрая, теплая, льется, журчит).
  3. Воспитывать у детей интерес к игре с водой.

Оборудование: кукла Катя, столик для игр с водой, пластмассовая лейка и кружка (по количеству детей), полотенце.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (кукла Катя). Кукла Катя хочет с вами поиграть. (В туалетной комнате помощник воспитателя открывает кран с водой. Воспитатель прислушивается). Ребята, а что это за шум?
Дети (прислушиваются): Это шумит вода.
Воспитатель: А где она шумит? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим? (Дети вместе с воспитателем ищут источник шума, смотрят, где и откуда льется вода). Ребята, а откуда еще может литься вода? (Дети вместе с воспитателем ходят по туалетной и групповой комнатах и, смотрят, откуда еще может литься вода).
Затем воспитатель открывает кран в групповой комнате.
Воспитатель: Что водичка делает? (льется, журчит). А как водичка льется? (сильно). А, послушайте, как водичка журчит: тихо или громко? (громко). А давайте, ребята, я прикрою кран, она так же будет журчать? А как? (тихо).
Воспитатель еще прикрывает кран.
Воспитатель: А теперь, что делает водичка? (капает). Как капает? (кап-кап). Ребята, кукла Катя принесла вам кружки и лейки для игры, но сначала подойдите к столику для игр с водой. Потрогайте руками водичку. Какая она? (теплая, мокрая). Ребята, вы хотите посмотреть, как будет литься вода из кружки?
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода!
Буль-буль-буль! –
Журчит водица.
С-с-с – она свистит, поет
И из кружки струйкой льет.
(воспитатель зачерпывает и льет воду из кружки).
Воспитатель: Как вода льется из кружки? (струйкой). А теперь возьмите в руки кружки и сами зачерпните и вылейте воду. (Действия детей). А сейчас, ребята, я возьму лейку и вылью из нее водичку (воспитатель берет лейку, зачерпывает воду и выливает ее). Смотрите, как из лейки водичка льется: струйкой или нет? (Нет, из лейки течет много струек). Почему из лейки вода льется струйками? (Потому что есть дырочки). Теперь возьмите в руки лейки зачерпните и вылейте воду (действия детей с лейкой).
После игры дети вытирают руки полотенцами. Воспитатель подзывает детей, и спрашивает: кто приходил к ним в гости, что принесла им кукла, что они делали с водой, какая вода, что делала вода, когда мы открыли кран.

Тема: «Чудесная мука»

Цель: ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:

  1. Дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки.
  2. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
  3. Знакомить детей со способами действия: прикладывания, разравнивания.

Материал: мука, кукла Маша с маленьким ведёрком муки, тазик с мукой, фартуки на каждого ребёнка, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Кукла Маша.
Воспитатель: А на кого похожа кукла Маша?
Дети: На девочку.
Воспитатель: А ты, Кирилл, как думаешь? А ты, Дашенька?
Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла ведёрко, давайте посмотрим, что в нём, как вы думаете? (спросить мнение каждого ребенка).
Дети: Мука.
Воспитатель: А как считают гости?
Гости (педагоги, пришедшие на открытое занятие): Мука.
Воспитатель: Дети, кукла Маша, видела в магазине красивый пирог, и ей тоже захотелось такой же. Ребята, но мы с вами ещё не можем испечь пирог, мы ещё маленькие, а вот как поиграть с мукой, мы покажем кукле Маше. А когда будем большие, то испечём большой пирог. Давайте посадим куклу Машу на большой стул, чтобы ей было хорошо видно, и начнём игру с мукой.
Воспитатель: Как вы считаете, нам удобно будет играть с мукой в маленьком ведёрке, или лучше пересыплем в тазик?
Дети: В тазик. (Муку пересыпают в таз, дети и педагог становятся вокруг него).
Воспитатель: Ребята, всем удобно стоять? Всем видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, и скажите какого цвета мука?
Дети: Белого.
Воспитатель: А как думают наши гости? Вы согласны, что белого?
Гости: (ответы).
Воспитатель: А теперь, дети, давайте потрогаем муку. Как вы думаете, какая она?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: А если мы возьмём муку в ладошки. Какая она лёгкая или тяжёлая?
Дети: Лёгкая.
Воспитатель: А если много взять? (спросить каждого)
Дети: ответы.
Воспитатель: А давайте попробуем сделать большую горку. А теперь каждый из вас сделает маленькую горку. Смотрите, какая горка получилась у Алеши! Алеша, ты как такую горку сделал? А ты, Катюша? А посмотрите, какая у меня горка получилась!
Воспитатель: Какие мы молодцы. А сейчас давайте разровняем наши горки. Как у нас ровно получается, гладко. А если наши пальчики погуляют по муке. Что получается?
Дети: Отпечатки (если дети сомневаются, помогает воспитатель).
Воспитатель: А теперь давайте отпечатаем наши кулачки. Что получилось?
Дети: Отпечатки.
Воспитатель: (достаёт из тумбочки формочки). Ребята, посмотрите, что я достала?
Дети: Формочки.
Воспитатель: А давайте сделаем отпечатки на муке с помощью формочек. Как вы думаете, получится? Посмотрите, какие фигурки у нас получились? А что это у нас за фигурки на муке?
Дети: Отпечатки от формочек (спросить у ребят, какие получились отпечатки, рассмотреть их).
Воспитатель: Как здорово и красиво. А давайте опять разровняем муку и положим наши ладошки на муку. Что отпечаталось на муке?
Дети: Отпечатки ладошек.
Воспитатель: Дети, как вы думаете можно ли делать разные отпечатки на муке?
Дети: Можно.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, с чем мы сейчас играли?
Дети: С мукой.
Воспитатель: А кто вспомнит, что мы с ней делали? Как играли?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Ребята, давайте спросим, куклу Машу, понравилось ли ей смотреть за нашей игрой с мукой? А вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас скажем нашим гостям до свидания, и пойдём, позовём других детей, чтобы они тоже также поиграли с мукой, как и мы.

ЗАНЯТИЕ “ВОЛШЕБНИЦА ВОДА”

Программное содержание.
Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с исследовательским фартуком и этапами исследования объекта.
  2. Закреплять знания детей о свойствах воды (течет, нагревается, растворяет, впитывается).

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.
  2. Активизировать словарь (исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние).

Воспитательные задачи:

  1. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием.
  2. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход занятия:
Звучит легкая музыка.
Воспитатель. Ребята, послушайте, какая музыка. Добрая, легкая, нежная. Под звуки этой мелодии к вам в гости пришла добрая волшебница (воспитатель выставляет картину “Добрая волшебница”). Это волшебница воды, которую зовут Стелла. Рассмотрите ее. Что вы видите?
Дети. В руках у нее книга, она красивая, у нее добрые глаза.
Воспитатель. Добрая волшебница приготовила нам сегодня много сюрпризов. А вот и первый сюрприз. Ребята, как вы думаете, что это?
Дети. Фартук.
Воспитатель. Но это не простой фартук. Это волшебный фартук. Обратите внимание на самый верхний карман, где находится карточка с изображением … чего?
Дети. Капли воды.
Воспитатель. Правильно. Значит, добрая волшебница предлагает нам изучить воду. А еще Стелла прислала нам карточки-помощницы, которые подскажут, где мы можем узнать о воде. Давайте посмотрим на первую карточку, где нарисована книга. Это значит, что книга нам поможет узнать о воде. Откройте книги на той странице, где лежит закладка. Внимательно рассмотрите и ответьте мне: для чего необходима вода.
Дети. Чтобы поливать растения, купаться, для рыбок, чтобы пить.
Воспитатель. Как вы считаете, какая вода нужна всем?
Дети. Чистая, прозрачная, свежая.
Воспитатель. А что для этого необходимо?
Дети. Беречь воду.
Воспитатель. Как?
ВЫВОД. Вода полезна и необходима всем. Ее нужно беречь и охранять.
Воспитатель. Обратимся к следующей карточке. На ней нарисован человек. Это означает, что узнать о воде можно, спросив у другого человека. Давайте расскажем друг другу: какие свойства и состояния воды вы уже знаете.
Дети. Свойства воды: течет, растворяет, нагревается, охлаждается. Состояния: снег, лед, дождь, пар, иней, град.
ВЫВОД. Вода имеет много разных свойств и состояний. Все зависит от условий, в которых она находится.
Воспитатель. А сейчас мы послушаем, как поет вода. И чуть позже поделимся услышанными звуками друг с другом.
Дети ложатся на пол, закрывают глаза. Воспитатель медленно произносит:
“Представьте себя. Где вы находитесь? Что вы слышите? А теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и порадуйтесь, что мы снова все вместе”. Расскажите, где вы себя представили и что вы слышали.
Воспитатель. У нас осталась последняя карточка. Что на ней изображено?
Дети. Перчатка.
Воспитатель. Она означает, что необходимо провести эксперимент. И наша волшебница Стелла приготовила еще один сюрприз – посмотрите, это целая лаборатория. Давайте подойдем и посмотрим, что находится в этой лаборатории (воспитатель обговаривает с детьми, что они видят на столах).
Дети. Краски, кисточки, стаканы, разные вещества.
Воспитатель. Попробуйте краски, какие они: сухие или мокрые? Что можно сделать, чтобы оживить краски?
Дети. Капнуть воду, намочить.
Воспитатель. Попробуйте капнуть пипеткой. Затем налейте воду в стакан и раскрасьте ее. (Остальным детям добрая волшебница предлагает растворить в воде некоторые вещества).
Опыт
Дети растворяют краску, крупу, соль, песок и делают вывод: вода растворяет соль, сахар и краску, а крупу – нет.
Воспитатель. Правильно, вода может растворить некоторые вещества. А сейчас я предлагаю вам зарисовать опыты, которые вы проводили, и заполнить пустые карманы волшебного фартука (дети рисуют).
Звучит шум ветра.
Воспитатель. Вы слышите шум? Подойдите все ко мне. Давайте возьмемся крепко за руки, чтобы нам не было страшно. Дети, а что же это было?
Дети. Ветер, ураган, торнадо.
Воспитатель. К нам прилетела злая волшебница Гингема (показывает иллюстрацию злой волшебницы). Она не случайно сюда прилетела. Скорее всего, она здесь что-то натворила. Посмотрите внимательно на картинку, что она у нас унесла.
Дети. Воду.
Воспитатель. Как вы думаете, можно ей доверять воду и что она может с ней сделать?
Дети. Заколдовать, сделать грязной.
Воспитатель. А у меня есть волшебная ручка, с помощью которой мы отнимем воду. (Воспитатель “стирает” воду в колбе). Мы спасли воду. И нам не страшна злая волшебница.
Дети. Не боимся мы тебя. Улетай отсюда.
Воспитатель. Ах, ребята, посмотрите, злая волшебница Гингема заморозила наши подснежники. Как их можно освободить из ледяного плена?
Дети. Полить горячей водой, отнести на батарею, согреть в ладошках, подышать.
Воспитатель. Послушайте, как трещит лед (добавляет горячую воду из термоса).
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.
Воспитатель. Сейчас мы положим цветы на батарею, чтобы они высохли. А вечером, вместе с воспитателем вы оформите весеннюю картину и наклеите наши подснежники. Вот сколько радостных сюрпризов приготовила для вас добрая Стелла. И сейчас последний ее сюрприз, самый веселый и радостный.
Танец “Разноцветная игра”.
Воспитатель. И нет на земле народа, который бы не чтил воду. Сколько песен, стихов, пословиц сложено о красоте рек, озер, родников.

ЗАНЯТИЕ “ЦАРСТВО ТРЕХ ВЕТРОВ”

Образовательные задачи.

  1. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача:

  1.  Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
  2. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый важный и нужный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать:
Я – могуч,
Я гоняю стаи туч,
Я волную сине море,
Всюду вею на просторе.

Ребята, сильный ветрище – это хорошо. Почему?
Дети. Разгоняет тучи, гонит большие корабли.
Воспитатель. Сильный ветрище – это плохо. Почему?
Дети. Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.
Воспитатель. Каким еще словом можно назвать Ветрище?
Дети. Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо.
Воспитатель. Да, вы правы. Сильный ветер – это ураган, вьюга, буран... А сейчас, давайте послушаем, какой бывает сильный ветрище.
Аудиозапись “Шум ветра”.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в заснеженной тундре. Кругом темно, холодно и никого нет, только ветрище воет… Но, давайте возьмемся крепко за руки, не такой он уж и страшный, когда мы все вместе. А сейчас откройте глаза и мы поближе посмотрим на нашего силача-Ветрище. Он и правда очень сильный, но длится всего миг.
Для встречи с Ветрищем нам понадобится несложное оборудование. Мне потребуется помощник.
Опыт “Ураган из листьев”.
Загадка.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!

Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети. Сильный ветрище –это очень сильное движение воздуха, оно опасно.
Воспитатель. Тогда вышел средний брат и начал рассказывать о себе:
Вею, вою, ворожу,
Снег пушистый я кружу.
Гуляю в поле, а не конь,
Летаю на воле, да не птица.
Отгадали, кто же я? (Ветер).

Воспитатель. Ребята, ветер – это хорошо. Почему?
Дети. Он может шуметь, гудеть, надувать паруса, вертеть крылья мельницы, качать деревья, гнать по небу облака, разносить семена.
Воспитатель. Ветер – это плохо. Почему?
Дети. Песок в глаза, срывает шляпу, поднимает юбку, портит прическу маме.
Воспитатель. А какой бывает ветер?
Дети. Неприятный, колючий, жаркий, быстрый.
Воспитатель. Ветрище мы с вами видели, а теперь, давайте посмотрим на ветер. Мне понадобятся смелые, инициативные помощники, которые сейчас выйдут и помогут мне провести опыт.
Опыт с вентилятором.
Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети. Ветер – не очень сильное движение воздуха, он людям помогает, и является частым гостем в нашей жизни, у нас на севере.
Воспитатель. И, наконец, дошла очередь и до младшего брата:
Перед вами я – ветренок,
Непоседливый ребенок.
По обочинам дорог
Бегаю как паренек.

А сейчас мы с вами встретимся с Ветерком (раздает листы бумаги, предлагает помахать этим листочком). Я вижу, не всем удобно держать листочек, да и не красиво. А что из него можно сделать (делают веер). А теперь, давайте помашем на себя. Что вы почувствовали?
Дети. Прохладу, свежесть, приятное ощущение.
Воспитатель. Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. Ребята, покажите мне свои красивые губки, вытяните их трубочкой и подуйте, как ветерок. А теперь давайте поиграем: научим наши маленькие шарики летать, не дадим им упасть на пол. (Дети дуют на шары). Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. А какими словами мы можем описать ветерок?
Дети. Нежный, ласковый, приятный, прохладный.
Воспитатель. Ой, ой, ой, а ветерок-то с нами хочет поиграть.
Физкульминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Не все деревца распрямили свои веточки, давайте встанем и еще раз поиграем.
Воспитатель. Мы сегодня встретились с Ветрищем, Ветром и Ветерком. Я заметила, что вас заинтересовала эта встреча. Вы многое узнали, многое открыли для себя. А теперь, давайте все свои впечатления отразим в рисунке.
Дети рисуют с помощью свечи и гуаши.
Давайте мы с вами, ребята, попрощаемся с братьями ветрами. Каждый из них важен и нужен в природе. И на прощанье послушаем стихи, которые выучили с родителями самые активные дети нашей группы.
Стихи.
Ходит в море ветер-пастушок
Дует ветер в маленький рожок…
А вокруг него бегут барашки,
У барашков – белые кудряшки.
А когда приляжет пастушок
И затихнет маленький рожок,
Все барашки дремлют под водой
Под морскою крышей голубой.
Воспитатель. Молодцы. Спасибо. А сейчас, ребята, я хочу закончить наше занятие такими прекрасными словами:
Хорошо, что солнце светит! Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес, вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке очень синяя вода
И меня никто на свете не догонит никогда!
Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме!
Хорошо жевать траву! Хорошо, что я живу!

Просмотров: 2040