Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Основы воспитания культуры поведения дошкольника

Подготовила воспитатель Спицина Ирина Викторовна

Большое значение всегда придавалось и придается воспитанию речевой культуры ребенка. Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Взаимоотношения с людьми зарождаются и чрезвычайно интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт взаимоотношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/сад и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Одним из ведущих компонентов культуры поведения выступает культура общения. Воспитание культуры общения определяет:

  • формирование у детей знаний норм и правил общения;
  • умение общаться с окружающими;
  • желание ребенка вступать в контакт;
  • предупреждает негуманное проявление эмоций.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи: овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Кроме того воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием навыков коллективизма. Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этапов дошкольники согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру общения, культуру деятельности, ряд культурно-гигиенических навыков и привычек.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Педагоги и родители должны понимать, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку значительную пользу в течение всей его последующей жизни. Общаясь со сверстниками, ребенок учится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Его подготовка к жизни среди взрослых начинается с умения строить свои отношения со сверстниками: когда ребенок осознает, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

На сегодняшний день существуют различные методы и приемы воспитания культуры поведения у детей, один из наиболее оптимальных среди них – использование игровой деятельности.