Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

подготовила Мусанова М.М., кандидат педагогических наук, заведующий.

В современном дошкольном образовании здоровье и физическое развитие детей являются важными показателями его качества. Сегодня остро стоит вопрос воспитания здорового поколения, на что указывают нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет основные направления дошкольного образования.
(п.1 ст. 64) «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Серьезную обеспокоенность родителей, педагогов, учёных, общественности вызывает тот факт, что здоровых детей дошкольного возраста становится все меньше. По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, состояние здоровья дошкольников за последнее десятилетие ухудшилось: количество здоровых детей снизилось на 9%, увеличилось число детей с хроническими заболеваниями. Анализ современных исследований свидетельствуют о том, что одна треть детей имеет уровень физической подготовленности ниже возрастной нормы, четверть дошкольников поступают в школу, не достигнув биологической зрелости. Анализ особенностей медико-экологической ситуации на территории Белгородской области показывает, что за последнее десятилетие показатель общей заболеваемости детей (0-14 лет) увеличился на 7,8 %.

По группам здоровья детей ситуация ухудшается с каждым годом: если в 2012 году из вновь прибывших в наш д/с 30% детей составляли первую группу здоровья, то в 2015 году из 89 детей младшего возраста, принятых на 20 августа, только у 8 детей (10,1%) 1 группа здоровья.

Ухудшение экологической обстановки, зачастую отсутствие здорового образа жизни родителей, недостаточно сформированная активность в укреплении своего здоровья являются основными причинами заболеваемости детей дошкольного возраста. Недостаточную физическую активность, особенно в период активного роста и развития ребёнка, также можно отнести к причинам ухудшения здоровья детей. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, а инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый.

Исследования Т.В. Волосниковой [1], В.Г. Макаренко [2], М.А. Руновой [5], Ю.К. Чернышенко свидетельствуют о том, что в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении, что также отрицательно сказывается на здоровье и развитии ребенка.

На наш взгляд, одной из причин снижения результативности ФОД является отсутствие системы мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. Очевидно, что осмысление такой ключевой позиции ФГОС ДО, как индивидуализация образовательной деятельности, разработка практических рекомендаций по проектированию индивидуальных образовательных стратегий физического развития дошкольников будет способствовать повышению результативности ФОД в дошкольном образовании.

В сложившейся ситуации, государственный стандарт дошкольного образования и примерные образовательные программы не дают четких ориентиров педагогическим работникам по организации мониторинга образовательной области «Физическое развитие». Это затрудняет на практике проведение психолого-педагогической диагностики и оценки физического развития детей, соотнесение достигнутых результатов с нормой и вызывает необходимость разработки показателей результативности ФОД в дошкольном образовательном учреждении как необходимого и обязательного условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов физического развития дошкольника и планирования деятельности конкретных возрастных групп и дошкольного учреждения в целом.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на тот факт, что в современном дошкольном образовании идёт постепенное смещение акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки достижений ребёнка. Аутентичная оценка (оценка, основанная на мнении людей, проводящих с ребенком много времени) предполагает приоритетный метод изучения – наблюдение.

Причины приоритетности использования метода наблюдения следующие:

  1. Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
  2. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.
  3. Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга.

Также используется метод беседы с детьми и родителями.

На наш взгляд, сегодня педагогу крайне необходим инструментарий, чтобы выстраивать индивидуальную траекторию физического воспитания и развития ребёнка, позволяющий объективно оценить характер и результативность педагогических воздействий. В оценке результатов физического воспитания и развития, на наш взгляд, не целесообразно совсем отказываться от традиций стандартизированного теста, поскольку он позволяет получить объективную информацию о развитии каждого ребёнка и определить индивидуальные перспективы развития.

Важно при организации мониторинга правильно осуществить выбор диагностических методик. Обратим внимание на то, что отобранные нами диагностические методики достаточно универсальны, не требуют дополнительных условий, могут быть использованы практическими работниками дошкольного учреждения.

Заметим при этом, что управление ФОД на основе мониторинга ее результатов способствует выделению в каждом дошкольном учреждении приоритетов в здоровьесбережении, создание под них методической и материальной базы, что обеспечивает условия реализации ФГОС ДО.

Мы разделяем мнение Л.А. Семенова, который считает, что образовательное учреждение при проведении мониторинга должно решать следующие задачи:

  1. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и физического развития и взаимодействием факторов среды в образовательной организации.
  2. Подготовка решений направленных на укрепление и физическое совершенствование здоровья воспитанников в образовательном учреждении, их непосредственная реализация.
  3. Прогнозирование индивидуальных образовательных маршрутов физического воспитания и развития.
  4. Определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое развитие и здоровье воспитанников.
  5. Информирование всех субъектов образовательного процесса о результатах полученных в ходе мониторинга.

Таким образом, мониторинг ФОД обеспечивает определение как групповых, так и индивидуальных стратегий укрепления здоровья, физического совершенствования растущего человека.
Для решения этих задач дошкольному учреждению необходима помощь медицинского персонала, медико-психолого-педагогической комиссии, а также взаимосвязь и согласованность в работе специалистов дошкольного учреждения с семьёй с целью обеспечения системного подхода к развитию физкультурно-оздоровительной деятельности в целостном педагогическом процессе и повышения её эффективности.

Основная цель мониторинга – создание информационной базы здоровья, физического развития, физической подготовленности детей. Она необходима для управления физкультурно-оздоровительной деятельностью на всех уровнях (индивидуальном, группового взаимодействия, дошкольного учреждения, уровне образовательного социума) и реализации, как групповых, так и индивидуальных стратегий её организации. Информационная база включает количественные и качественные параметры физического, эмоционального, социального состояния здоровья ребёнка. Наш опыт свидетельствует о том, что полнота информационной базы достигается следующими механизмами мониторинга:

  • углублёнными медицинскими осмотрами;
  • этапным контролем основных параметров физического, психологического состояния (психолого-педагогическая диагностика);
  • текущим контролем здоровья;
  • оперативным наблюдением за часто болеющими детьми;
  • социально-педагогическим обследованием представлений, мотивов, ценностей, интересов детей.

Данные о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности, двигательной активности заносятся в разработанные нами индивидуальные карты-прогнозы, заведённые на каждого ребёнка. Карты заполняются 2 раза в год и позволяют проследить динамику развития ребёнка, откорректировать рекомендации педагогов и медицинских специалистов. На основании полученных в процессе мониторинга данных определяются коррекционные группы, намечается программа повышения качества и результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении, каждой возрастной группе. И что очень важно, даются индивидуальные рекомендации каждому ребёнку.

Работа с семьёй по воспитанию здорового ребёнка – ещё одно проблемное поле, требующее обновления, как содержания, так и форм взаимодействия. Необходимо активизировать работу дошкольного учреждения по пропаганде занятий физической культурой и спортом, вовлекать родителей в совместные спортивные мероприятия с учётом интересов и потребностей.

Принимая во внимание, что условия и образ жизни семей воспитанников оказывают влияние на состояние здоровья детей, целесообразно изучать и анализировать уровень компетентности родителей, а также условия и образ жизни семей воспитанников, степень удовлетворённости родителей качеством ФОД, комфортность межличностных отношений с педагогическими работниками.

Нами предпринята попытка оптимального сочетания количественных и качественных показателей с учётом реальных временных и энергозатрат педагогических работников. При этом мы распределили ответственность за проведение диагностических мероприятий и обработку полученной информации между воспитателями, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, медицинским персоналом, старшим воспитателем и заведующим. По итогам диагностики анализируется качество физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, вносятся коррективы в план его работы, при необходимости намечаются необходимые мероприятия. Периодичность проведения диагностики по каждому показателю определяется дошкольным учреждением самостоятельно с учётом плана работы на учебный год и специфики деятельности учреждения.

Для того, чтобы диагностика на основании вышеперечисленных показателей была эффективной и объективной, с целью исключения формального подхода к её проведению, сохранения позитивного настроя на физкультурно-оздоровительную деятельность нами определены педагогические условия её проведения:

  1. Показатели, характеризующие результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, должны быть приняты и осознаны всеми педагогами.
  2. Чётко запланированы сроки проведения диагностических процедур, ответственные, способы обработки полученной информации.
  3. Намечен контроль промежуточных результатов.
  4. Обеспечено проведение диагностики с учётом требований СанПиН, не допуская перегрузки детей.
  5. Обработанный материал подлежит хранению до выпуска детей в школу.
  6. Определяется динамика качества физкультурно-оздоровительной деятельности на всех уровнях управления.
  7. Общие итоги диагностики доводятся до сведения педагогов на педагогических совещаниях, родителей – индивидуально и на родительских собраниях.
  8. Обсуждение персональной информации допускается с согласия родителей (законных представителей).
  9. Намеченные при необходимости мероприятия планируются чётко, с указанием сроков и ответственных.

Данные мониторинга заносятся в индивидуальные карты-прогнозы на каждого ребёнка. Данные позволяют проектировать индивидуальную траекторию физического развития дошкольника.

Таким образом, участие в процедуре оценивания педагога-психолога, врача, инструктора по физической культуре, воспитателей позволяет объективно оценить результаты физического воспитания и развития каждого ребёнка, обеспечить медико-психолого-педагогическую поддержку индивидуальных траекторий развития, оптимально выстраивать взаимоотношения с детьми и родителями.

И в заключение хочется отметить, что стандарт дошкольного образования представлен его авторами как стандарт условий, а не стандарт результата. Однако, на наш взгляд, индивидуализация образовательных маршрутов осуществляется не ради реализации самого принципа индивидуализации, а ради полноценного развития ребёнка, когда он становится целевым и организационным центром образования. И здесь, пожалуй, надо согласиться с требованиями профессионального стандарта в отношении готовности педагога «использовать методы и средства психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения. Поэтому с целью исключения формального подхода к осуществлению мониторинга в дошкольном учреждении, сохранения позитивного настроя педагога к его проведению надо чётко определять сроки, ответственных, временные и энергозатраты. Показатели, характеризующие результативность ФОД, должны быть приняты и осознаны педагогическим коллективом, а диагностические методики – чётко усвоены и отработаны каждым педагогом.

Таким образом, психолого-педагогический мониторинг физического развития ребёнка является основанием для разработки индивидуальных карт-прогнозов физического развития для всех воспитанников (одарённых, с ОВЗ, с отдельными отклонениями в развитии физических способностей и т.д.), проектирования деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение результативности ФОД на уровне дошкольного учреждения и каждой возрастной группы.