Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе:

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Как повысить самооценку ребенку и поднять его уверенность в себе

Как помочь ребенку, испытывающему проблемы с самооценкой? Пока ваш ребенок маленький, вы успешно справитесь с этой задачей, потому что уровень самооценки меняется с течением времени. Тем более в детстве малыш гораздо «зависимее» от мнения родителей, и ваше отношение оказывает на кроху сильнейшее влияние. «Поступок ребенка» и «ребенок» — это разные вещи. Можно оценить действие: «Ты поступил плохо». Но нельзя переходить на личность: «Ты плохой»! Поощряйте и подхватывайте проявление инициативы малыша.

Ниже перечислены несколько рекомендацией, как поднять самооценку ребенку или сформировать адекватное самовосприятие у слишком заносчивых малышей.

  • Не стремитесь решать все проблемы ребенка, не стоит оберегать малыша и от домашних повседневных дел. Привлекайте ребенка к посильным для него занятиям, пусть он почувствует свою «нужность и важность», получит удовольствие от результата своего труда и заслуженную похвалу. Только не ставьте перед ним непосильные задачи, до которых он еще не дорос.
  • Для формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста поощряйте, когда малыш справляется; не перехваливайте, когда делает то, что давно умеет. Отмечайте достижения.
  • Ребенок не только «актер», но и «внимательный зритель». Он самым тщательным образом наблюдает за вами. Помня об особенностях самооценки детей, будьте сами адекватны в отношении успехов и неудач. Если у вас не получилось блюдо по новому рецепту, лучше сказать: «Получилось не так, как я задумала. Надо, наверное, в следующий раз попробовать положить не майонез, а сметану», чем: «Кошмар! Ничего не получилось! Не буду больше никогда готовить это!»
  • Даже в одной семье не бывает одинаковых детей. Вот и не сравнивайте ваше сокровище с «соседским Вовкой», лучше сравните его с самим собой: «Вчера у тебя еще не получалось, а сегодня как хорошо вышло!»
  • Забудьте фразы: «Ты никогда…», «У тебя постоянно…», «Вечно ты…» и т. п. Ни один человек, а тем более маленький ребенок, не будет стараться чего-то достигнуть, если его все время одергивать. И, кстати, зачем вообще стараться, если все равно тебе говорят что «опять плохо»? Ругаете — ругайте, но с упором на будущее: «Сегодня у тебя не очень получилось прибрать в комнате, но, наверное, завтра все игрушки останутся довольны, ты их разложишь по местам».
  • Раз уж речь зашла о «ругани», следите за тоном. Строгий, но не злой! А когда хвалите, не жалейте доброжелательности в голосе. Да, и не делайте резких переходов — только что ругали, тут же похвалили. Малыши очень теряются от таких «кульбитов». Попробуйте-ка в этом случае встать на место ребенка и решить задачку: «Я хорошо сделал плохо или плохо сделал хорошо?»
  • Принимайте своего лучшего в мире малыша таким, какой он есть. И не бойтесь искренне показывать ему свою любовь!

При формировании самооценки у детей помните, что мнение малыша о самом себе складывается постепенно. И если ребенка постоянно критикуют, осуждают, обращают внимание на какие-то недостатки внешности или поведения — не сомневайтесь, малыш все чаще будет думать про себя: «Я плохой, я хуже всех». Так думают практически все «жертвы», не умеющие постоять за себя, оказывающиеся в роли обиженных и гонимых.

Что поможет при развитии самооценки у детей дошкольного возраста? Как и артисту на сцене — успех! Вашему ребенку нужна ситуация успешности, ситуация, которую ему прежде всего создают родители. Малыш, у которого все получается (в игре, в учении, в развитии — не важно!), становится уверенным в своих силах. Создайте ситуацию успеха — и увидите, как на ваших глазах ребенок будет становиться решительнее в действиях, упорнее в достижении цели, увереннее в общении.

Дело в том, что в дошкольном возрасте основными членами социума для ребенка являются мама, папа и близкие родственники. А в садике, студии, секции дети вроде и находятся постоянно рядом, но связи между ними непрочные, каждый больше замкнут сам на себя. Конечно, есть общие занятия, подготовки к праздникам, прогулки и игры, но у малышей пока нет большого опыта общения со сверстниками. Отсюда возникают конфликты и обиды. Кроме того, каждый ребенок обладает своей индивидуальностью, своим темпераментом и характером, воспитываются дети в разных семьях, обладают разными навыками. Все это накладывает отпечаток на поведение малышей.