Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовили воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: Лежанская О.А., Ковалева Е.В.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с детьми, имеющими недостатки речевого развития.

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

У детей с нарушением речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи как устной, так и письменной.

В своей работе с детьми мы используем как традиционные пальчиковые гимнастики, так и пальчиковые гимнастики с нетрадиционным оборудованием.

Самомассаж пласт­массовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляют­ся поглаживающие движения ладонями. По­верхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движе­ния — к себе
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»

Упражнение «Китайские шары»

Ребёнку даётся по паре каучуковых мя­чиков (по размеру руки ребенка или по 2 грецких ореха). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.

Ловим рыбу. «Моталки»

Ленты шириной 4-5 см., длиной 1,5-2м. прикрепленные к середине деревянной или пластмассовой поверхности – палке, с ручками на концах. Для выработки координации вращательных движений

Упражнение с кистьевым эспандером

Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки - смена рук. Упражнения с кистьевым эспандером способствуют развитию мышечной силы кисти.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!

Самомассаж с прищепками

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Упражнение «Клювы»

Ребёнок собирает разложенные на столе счёт­ные палочки одноимёнными пальцами — от указательных к мизинцам — и удер­живает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!

Упражнение «Тесто» или «Сухой бассейн»

Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и ими­тирует замешивание теста, достает «комочки теста» (игрушки из киндер-сюрпризов) приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Упражнение «Пальцеходы»

Нашиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 пуговиц – по 8 в два ряда, Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к к двум первым пуговицам.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!

Мяч-«ёжик»

Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь — последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук! из руки в руку)

«Массажный шарик»

Массажер медицинский для интенсивного воздействия в комплекте с двумя кольцевыми пружинами
Су - Джок акупунктура последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су - Джок терапии может легко овладеть каждый человек, и, не обращаясь к врачу и медикаментам помочь себе и близким.
Су - Джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота.
Су – кисть, Джок – стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах - это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки.
Су- Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время.
С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм.
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки .(катают «ежика в ладошках»)
Свернул влево, убежал - (перекатывают «ежика» по большому пальцу левой руки)
По прямой он побежал. (перекатывают «ежика» по указательному левой руки )
Теперь средняя дорожка,
Отдохнул он здесь немножко, (перекатывают «ежика» по среднему пальцу левой руки)
По безымянной побежал (перекатывание «ежика » по безымянному пальцу левой руки)
И на тропиночку попал . (перекатывание «ежик » по мизинцу левой руки)
Тут лиса его встречает,
А еж иголки выставляет,
Свернулся ежик наш клубком (зажимают «ежика » в кулачок левой руки)
И быстро покатился в дом . (перекладывают и зажимают «ежика» в кулачок правой руки)
То же выполняют правой рукой.

«Клубок»

Разматывание и сматывание клубка пряжи способствует развитию зрительного внимания, координации вращательных движений, моторики пальцев и кистей рук.

Упражнение с четками

Покупаем четки или делаем их сами из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину (но не так как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й и 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки.
Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее – то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три. Четыре, пять.
Эта ручка посчитала,
смена рук
А другая - все с начала:
И заходит только раз
Целый вечер солнца глаз,
И гордится голова –
У нее и уха два.
И на ветках снегири:
Раз снегирь и два, и три.
И изюминки в пломбире:
Раз и два, и три, четыре.
И утят считает мать:
Раз, два. Три, четыре, пять.