Печать

Подготовили воспитатели: Лежанская О.А. Обухова Л.И.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей в дошкольном возрасте высокая, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, ему требуется умелая помощь взрослых: педагогов и родителей.

В дошкольной педагогике существует много методов обучения, отвечающих особенностям детей дошкольников. Среди этих методов в последние годы получает все большее распространение — проективный метод.

Метод проектов возник в 1920 году, на основе разработок американского психолога и педагога Дж. Дьюи. В дошкольную педагогику он был введен в 1950 годы М Мантенссори. С тех пор этот метод развивался, преобразовывался и совершенствовался. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждение дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

В настоящее время существует несколько типов проектов:

Более подробно остановимся на исследовательских проектах.

Они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки информации.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения, лучше приспосабливаться к быстро меняющемуся миру.

Какие могут быть темы детских исследовательских проектов? Все бесконечное разнообразие возможных тем для исследовательской работы и творческого проектирования детей можно условно разделить в три основные группы.

  1. Фантастические — темы ориентируемые на разработку не существующих, фантастических объектов и явлений.
  2. Эмпирические — темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
  3. Теоретические — темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить, увидеть в фильмах, прочитать.

Из всех тем самой сложной исследовательской работы — это теоретический, но не смотря на это дети любят разрабатывать ее. Это дети входящие в категорию перспективных детей.

Тема исследовательской работы должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, тема может быть субъективно новой, не познанной ребенком, быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В нашем детском саду проводится конкурс «Я — исследователь». Выбор темы исследование представленных на конкурс идет от интересов детей.

В 2009 — 2010 учебном году воспитанник моей группы стал победителем конкурса ДОУ и участвовал в первом туре муниципального этапа.

Работа над проектом длительный, увлекательный процесс, в который включен ребенок, родители и педагог. Успех проекта во многом зависит от многого, как правильно распределить силы и время всех участников.

1 этап: Выявление проблемы. Проблему ставит ребенок. Воспитатель формулирует проблему. Семья — принимает задачи проекта.

2 этап: Организации работы над проектом. Ребенок — собирает полученную информацию, решает «что знаю?», «Что не знаю?».
Педагог — помогает спланировать деятельность, организовать полученную информацию.
Семья — вместе с воспитателем планирует и организует исследование.

3 этап: Изучение теоретических источников по теме. Ребенок — собирает информацию по проблеме, посещает места связанные с предметом исследования (библиотека, магазин и др.), берет интервью, систематизирует информацию.
Педагог — помогает ребенку в сборе информации, планирует интервью, помогает отобрать нужную информацию, организовывает встречи, помогает систематизировать полученную информацию.
Семья — организует посещение библиотеки, отбор информации, помогает систематизировать информацию.

4 этап: Практическая деятельность по решению проблемы. Ребенок — поводит необходимые исследования, делает выводы по результатам исследования.

5 этап: Подведение результатов проекта. Ребенок — отбирает самые важные сведения, наглядный материал. Готовит рассказ о работе.
Педагог — помогает отобрать материал, подводит ребенка к формулировке вывода по исследованию.
Семья - помогает готовить презентацию. Поддерживает ребенка во время презентации.

Если педагог построил работу над проектом правильно, позволил ребенку самостоятельно действовать решать проблему, делать выводы, то у ребенка укрепляется субъективная позиция, возрастает мотивация на дальнейшую исследовательскую деятельность. Правильно организованная деятельность помогает улучшить коррекционное воздействие на детей имеющих нарушения речи, а поэтапная работа позволяет научить ребенка самостоятельно ставить цели, добиваться результата и повышает самооценку детей.
Ребенок с гордостью скажет: «Я — исследователь».

Советы воспитателям по работе над проектом

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом, поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать любознательность и устойчивый интерес.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на их личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок имеет право на ошибку и не должен бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу.
Просмотров: 1190