Печать

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 64 Моисеевой Е.Н.

Шахматы - великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, у ребенка развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Для активизации интереса к игре в шахматы в детском саду проводятся различные викторины, шахматные балы и турниры, квест-игры. Но без привлечения родителей, без их участия, процесс обучения игре в шахматы вряд ли можно считать полноценным.

Весь процесс обучения шахматам должен строиться на увлекательной игре. Считаю, что только тогда, осваивая материал, ребенок не теряет к нему живой интерес.

Для знакомства с фигурами рекомендую родителям использовать стихи, загадки, сказки. Например - сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю и ее волшебном превращении; или легенда о царе, любившим воевать и тем самым разорившим страну, но, увлекшись игрой в шахматы, свой интерес к военному делу сумел реализовать на шахматной доске, а страна, которой правил царь, стала процветать и развиваться.

Для закрепления знаний о фигурах можно использовать различные игры с шахматным содержанием. Например, «Чудесный мешочек»: в непрозрачном мешочке прячутся все шахматные фигуры и ребенок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана и, достав ее, ставит на шахматную доску. Или, игра «Угадай-ка» : взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, а ребенок должен догадаться, что это за фигура, или взрослый загадывает про себя одну из фигур, а ребенок пытается угадать, какая фигура загадана; игра «Да-нет»: взрослый берет две шахматные фигурки и спрашивает ребенка, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении; игра в «Лови-не лови»: взрослый произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Конь стоит в углу», и бросает мяч ребенку. Если утверждение верно, то мяч следует поймать, в противном случае - отбить; игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»: по сигналу ребенок и взрослый расставляют фигуры на шахматной доске; «Полна горница»: набор шахматных фигур располагается на столе, рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. Можно использовать и подвижные игры с шахматным содержанием. Например, игра «На стуле»: на стул ставится какая-нибудь шахматная фигура; по разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него , взрослый и ребенок. На счет «три» они бегут к стулу, тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

Также рекомендую родителям вместе с ребенком выполнять различные творческие задания , например нарисовать или слепить ту или иную фигуру. Такие задания формируют у детей творче­скую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном обра­зе.

На этапе обучения правилам шахматной игры, предложите ребенку решить различные задачи и этюды, знакомя детей с волшебным миром комбинаций. Например, «Сними часовых»: белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур, или «Один в поле воин»: белая фигура должна побить все черные фигуры на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми); «Защита»: здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем; «Лабиринт»: белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

А если вы дома устроите «Шахматный театр», то уверена, что ребенок придет в неописуемый восторг и еще долго будет вспоминать это семейное театрализованное представление. Например, с малышами можно устроить театрализованное представление «Шахматная репка»: посадил король репку, выросла репка большая-пребольшая,пошел король репку тянуть,тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал король ферзя, тянут-потянут, вытянуть не могут; позвал ферзь ладью, стали они втроем тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут; позвала ладья слона, стали они вчетвером тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут; позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут; позвал конь пешку, тянут-потянут и вытащили репку. Аналогично можно обыграть сказку «Колобок» или «Теремок»

Конечно же, обучение игре в шахматы, трудоемкий и сложный процесс. Но найдя немного времени, приложив усилия и, включив творческий подход к решению этой задачи, результат не оставит себя долго ждать. Вы увидите, как маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержаней, зазнайка -самокритичней. Вы обязательно отметите у ребенка такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, ну и безусловно, отметите развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания и воображения.

А я вам желаю, дорогие родители, удачи, терпения и творчества в такой важной задаче, как обучение ребенка игре в шахматы!

Просмотров: 976