Печать

 

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР). Поэтому в МБДОУ детском саду №64 работают две логопедические группы и был открыт логопедический пункт. В логопедических группах детского сада работают учителя-логопеды Смелая Ольга Васильевна (в 2018-2019 учебном году в подготовительной группе) и Гриднева Наталья Валерьевна (в 2018-2019 учебном году в старшей группе). На логопедическом пункте помощь оказывает Урядина Ирина Николаевна.

В феврале 2019 года в детском саду пройдёт плановое ежегодное обследование речи детей. Целью обследования будет выявление детей, нуждающихся в той или иной степени в коррекции речевого развития. Будут обследованы дети всех групп. По результатам обследования некоторым детям будет рекомендован перевод в логопедическую группу нашего детского сада (возраст 4,5-5 лет) или на логопедический пункт. Естественно, предстоящие перемены в жизни ребенка вызывают тревогу и беспокойство родителей. Взрослым самим очень сложно выйти из зоны комфорта, а каково детям? Поэтому, будет своевременно и уместно более подробно рассказать,чем занимаются с детьми в логопедической группе, и на логопедическом пункте в чем преимущества и особенности этой группы и пункта.

Каких детей берут в логопедические группы?

В логопедические группы, правильно они называются группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зачисляются дети 4,5-5 лет, нуждающиеся в профессиональной помощи логопеда. Количество детей в группе не превышает 12-14 детей. Часто в логопедическую группу направляются дети, имеющие в медицинской карте диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). Он означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Компьютер и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. ЗРР констатируется обычно у детей до трёх-трёх с половиной лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

С каким логопедическим заключением можно попасть в логопедическую группу?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

Если ТПМПК даст вам такое заключение, следует переводиться в логопедическую группу, а не ждать место на логопункте, его может не быть, да и такое нарушение требует более обширной работы логопеда, что реально в рамках группы.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.

С каким логопедическим заключением можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

Что необходимо сделать родителям чтобы попасть в группу или логопункт?

В первую очередь логопеды детского сада отбирают детей, которые нуждаются в посещении логопедической группы, или логопункта. Затем они дают рекомендации родителям, что нужно им делать. Чтобы попасть в логопедическую группу или на логопункт родителям нужно оформить выписку из истории развития ребёнка, для которой ребёнка обследуют педиатр, окулист. невролог, отоларинголог, хирург, психиатр. Затем собирается пакет документов, и ребёнок вместе с одним из родителей проходит территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). ТПМПК даёт заключение, в котором рекомендует условия воспитания и программу обучения ребёнка. На основании заявления родителей и заключения ТПМПК заведующий пишет приказ о переводе ребёнка в группу компенсирующей направленности, или о зачислении на логопункт. Процедура прохождения комиссии для поступления в группу и логопункт одинаковая. Занятия в группе, или логопункте начинаются с 1 сентября.

Чем занимается логопед и воспитатели?
В каком режиме проходят занятия в логопедической группе?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Эти звуки надо автоматизировать (ввести в речь). Эта работа требует усилий не только логопеда, но и воспитателей. Воспитатели в наших группах опытные, ежедневно они помогают логопеду формировать правильную речь детей. На своих занятиях (лепке, рисовании, математике, развитии речи), в играх, в режимных моментах они постоянно следят за речью детей, исправляют ошибки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Логопед в группе проводит групповые (2 раза в неделю), подгрупповые (1раз в неделю) и индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю).

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуально-подгрупповые - 2 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 4 раза в неделю. Во вторую половину дня - 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.

Как помогают родители логопеду в группе и на логопедическом пункте?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько).К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются в 5–5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако, далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать. Логопед и воспитатели постоянно контролируют речь детей и исправляют недостатки.

В чем плюсы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели с педагогическим образованием или окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

Ребёнок будет тяжело переживать смену воспитателей, смену обстановки.

В основном это напрасные опасения родителей. Следует учесть, что в логопедическую группу часто переводится не один ребенок из вашей массовой группы, а двое или трое. Кроме того, дети будут встречаться с ребятами из своей прежней группы на прогулке. Наши педагоги прекрасно понимают, что ребенку нужен контакт со старыми друзьями и всегда отпустят его пообщаться и с прежним воспитателем, и с ребятами. Опыт показывает, что дети чувствуют себя неуверенно в новой группе 2-3 недели, затем у них появляются новые друзья и все налаживается.

Конечно, окончательное решение принимают родители, но, пожалуйста, помните, что если ребенок не избавился от недостатков произношения в дошкольном возрасте, ему придется заниматься со школьным логопедом. Это увеличит и без того немалую школьную нагрузку, займет много времени и сил. Кроме того, во многих школах, где изучение иностранного языка начинается в первом классе, детей с нарушенным звукопроизношением стараются не брать (а сейчас, вы знаете, ввели изучение двух иностранных языков). Иногда родители позже осознают необходимость посещения группы, но уже упущено много времени и до школьного обучения речь исправить невозможно. Поэтому, отказываясь от перевода ребенка в логопедическую группу,взвесьте все «за и против» и примите взвешенное решение. Если родители принимают решение не переходить в логопедическую группу, то всю ответственность о коррекции речевых нарушений они берут на себя. Родители, как жители Российской Федерации, обязаны выполнять Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ, статья 44. Который обязывает обеспечить получение детьми общего образования. Ну, а если вам предлагают занятия на логопедическом пункте, тут и думать не надо, ребёнок должен его обязательно посещать и родителям для этого нужно приложить небольшие усилия, пройти ТПМПК.

Просмотров: 10895