Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

подготовила воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Обухова Л.И.

Уважаемые родители! О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

Движения, сочетаемые с речью
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается рече-слуховая память.

1. Самомассаж ладоней щёткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком «Травка».
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения — к себе. Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»

2. Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.

3. Упражнение с эспандерами. Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!

4. Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Подготовка к письму
Помимо развития речи, перед педагогами и родителями стоит задача и подготовки руки ребёнка к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности и скоординированности движений кисти ведущей руки. Поэтому для подготовки ребёнка к письму необходимо развивать пальцевую моторику.

Раскраски
Раскраски как этап работы по подготовке руки к письму начинают использовать в занятиях с детьми четырёхлетнего возраста. До этого детей учат раскрашивать картинки цветными карандашами: ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. Для детей используют тематические раскраски с различными заданиями.

Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу, свинью и т. п. по теме «Домашние животные». «Норма» раскрашивания для каждого ребёнка — не менее одной картинки в день. Больше — по желанию. Таким образом, дети и тренируют руку, и прочнее усваивают тематический материал.

Рисуем по клеточкам
Такие задания можно предложить только детям 6-7 лет.

1. Продолжение строчки до конца.
Сначала это простые рисунки — палочки, квадратики, кружки, треугольники, помещающиеся в одной клетке, потом — в объёме 2x2 клетки

2. Продолжение орнамента

3. Рисунки по клеткам

4. Зеркальное срисовывание по клеткам

5. Дорисовывание по клеткам второй половины рисунка

6. Графические диктанты.
Например: 1 клетка вправо, 1 по диагонали вправо вверх, 2 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 по диагонали влево вниз, 2 вправо

7. Дорисовывание недостающих частей буквы.
Ребёнку предлагается замкнуть незамкнутый контур, например, буквы Б, дорисовать серединку у буквы Н и т. д.

8. Превратить одну букву в другую, например: О в Ю, Л в А, Г в Б, Е в Ё,
Р в В, С в О, У в X, Ц в Щ, Ь в Ъ или в Ы

О Л Г Е Р С У Ц Ь

9. Дорисовывание половинок у букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии.

10. Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр.
Ребёнку предлагается, например, раскрасить только буквы, только гласные (согласные).