Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

 

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, в связи, с чем крайне остро встает вопрос о необходимости сопровождения таких детей специалистами, в первую очередь логопедами и психологами. Вместе с тем, поскольку личность ребенка формируется в семье и большое значение в это время имеет семейный климат, необходимо говорить и о психологической работе с семьями этих детей.

Современная наука отмечает, что на развитие ребенка оказывает большое влияние стиль семейного воспитания и родительские установки. Поскольку нередко задача воспитания ребенка возлагается на мать, то особого внимания заслуживает проблема взаимоотношений матерей с детьми, особенностей их взаимодействия.

На основе теоретического анализа оказалось возможным представить психологическую готовность родителей к взаимодействию с ребенком с нарушениями развития как совокупность трех компонентов:
когнитивного (теоретического) — это знание и понимание внутреннего мира ребенка, принятие имеющегося у него нарушения;
эмоционального — отношение родителей к ребенку, их установки, стиль семейного воспитания;
практического — это выбор родителями способов психолого-педагогического взаимодействия: ребенком, умения, навыки, деятельность родителя по уходу материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка.

Проведенное исследование позволило определить, что речевое нарушение в соответствии с его степенью выраженности оказывает влияние на формирование таких личностных качеств, как общительность, доминирование, закрытость, кроме того, на развитие ребенка оказывает влияние внутрисемейная ситуация, особенности взаимоотношений между всеми членами семьи. Было отмечено, что дети с ОНР нередко чувствуют некоторый дискомфорт в отношениях с матерями, при этом особенности детско-родительских отношений могут быть связаны с возникновением у матерей больших трудностей во взаимодействии между ними и детьми в зависимости от степени ОНР ребенка.

В ходе исследования была выявлена степень выраженности компонентов психологической готовности в группах матерей, имеющих детей с ОНР различной степени. Так, в группе матерей, воспитывающих детей с ОНР 1-й степени, поведенческий компонент психологической готовности к взаимодействию с детьми имеет высокие показатели, но наряду с этим нередко матери поощряют зависимость ребенка и испытывают страх причинения ему вреда. Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоциональный компонент психологической готовности сформирован недостаточно и, в свою очередь, может снижать уровень психологической готовности к взаимодействию с ребенком в целом.

В группе матерей, воспитывающих детей с ОНР 2-й степени, практически половина матерей имеют высокие значения когнитивного компонента готовности. Эмоциональный компонент психологической готовности в данной группе имеет высокую степень выраженности, однако, как и в предыдущей группе, отмечается склонность к поощрению зависимости ребенка от родителей и проявление страха причинить вред ребенку.

В группе матерей, имеющих детей с ОНР 3-й степени, проявились особенности когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности. Так, одна часть родителей понимает, что их дети имеют нарушение, которое требует коррекционной работы; другая — не принимает факта наличия у ребенка особенностей в развитии. При этом практически все родители не готовы принимать помощь специалистов, что в значительной степени может препятствовать проведению коррекционной работы. Стоит отметить, что большая часть матерей детей с ОНР 3-й степени испытывает эмоциональный дискомфорт (ощущение жертвенности, избегание общения с ребенком). Таким образом, эмоциональный и когнитивный компоненты психологической готовности в данной группе оказался сформирован существенно ниже, чем в группах матерей детей с ОНР 1-й и 2-й степеней.

Было выявлено, что степень выраженности поведенческого компонента психологической готовности матерей резко снижается с усилением степени выраженности речевого нарушения. Матери детей с ОНР 3-й степени в меньшей мере готовы взаимодействовать с ребенком посредством игры, поскольку они недооценивают возможностей воздействия на ребенка через игру; им сложно устанавливать с ребенком равные взаимоотношения, прислушиваться к его мнению, поддерживать инициативу и эмоционально реагировать на потребность ребенка в общении.

Исследование социально-бытовых условий показало, что более комфортные условия проживания, уровень образования матери, ее удовлетворенность семейной жизнью способствуют меньшему эмоциональному напряжению между членами семьи, что делает атмосферу для развития и коррекции имеющегося у ребенка нарушения более плодотворной и оказывает позитивное влияние на формирование у матерей всех компонентов психологической готовности к взаимодействию с ребенком.


Таким образом, психологическая готовность матери к взаимодействию с собственным ребенком зависит от ряда факторов, таких, как образование, макросоциальные условия, особенности личности матери, степень удовлетворенности собственной жизнью на данном этапе и др. Кроме того, следует отметить, что наличие выраженного нарушения речи у ребенка является фактором, который в большей степени затрудняет процесс взаимодействия матери и ребенка в связи с недостаточной готовностью родителя к принятию этого нарушения.