Печать

 

Развитие мелкой моторики.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. (например: (проиграть с родителями) и др.)

Традиционные методы

В некоторые игры можно играть даже на кухне, они не требуют специальной подготовки, для игры нам понадобится все то, что есть в доме.

1. Игры с крупами.

В непрозрачную и глубокую емкость насыпаем любую крупу (фасоль, горох, рис) и кладем несколько небольших игрушек (киндер-сюрприз). Предлагаем ребенку опустить руку и "помесить" тесто. Действие сопровождаем словами: тесто мнем, мнем, мнем - пирожков напечем. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.

2. Игры с прищепками.

Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги.

«Котенок»

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Гусенок»

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок» (смена рук).

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

Важно заранее проверить чтоб прищепка не была тугой.

Прищепки можно прикрепить к кругу картона и получится солнышко, цветок.

3. Игры с пластмассовыми крышками.

Выкладываем самое простые узоры из крышек (дом, самолет, дерево).

Переворачиваем крышки и устраиваем лыжные соревнования, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

4. Рисуем на крупе.

Поднос или тарелку тонким слоем засыпаем манной крупой или пшеном. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Дети с удовольствием рисуют, а данный прием рисование способствует еще и развитию мелкой моторики и массажирует пальчики вашего малыша.

5. Игры с макаронами.

Нанизываем макароны на шнурок, можно его связать, сделав подобие бус для куклы.

Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре. Это могут быть:фотографии, картинки, игрушки, фигурки, статуэтки.

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать)дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

Стихи, потешки, загадки к повседневным делам

Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в стихотворном формате, связанное с этим действием.

Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции.

Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там, где вы сможете их прочитать как раз в тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания.

Музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия

Есть еще разнообразные музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия. Это тоже очень важно для развития речевых навыков. Помимо прослушивания разнообразной музыки (не только детских песенок, но еще и классики, русской народной музыки и других направлений, полезно играть на разных музыкальных инструментах и вообще извлекать звуки из всего, что попадается под руку, и учить ребенка различать эти звуки. Например, можно играть в «ку-ку»с различными музыкальными инструментами, спрятав их и играя под платочком или когда ребенок отвернулся. Так малыш будет учиться различать музыкальные инструменты по звуку.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом.

Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)
например: игра «Кто кричит, что звучит».

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Как сделать занятия регулярными

Самый простой способ сделать занятия регулярными без каких-либо усилий для мамы – это привязать эти занятия к каким-то режимным моментам. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваш ребенок получает максимальную поддержку для развития своих речевых навыков, вы просто привязываете возможные варианты занятий для развития речи и для развития мелкой моторики, что также влияет на речь, к каким-то режимным моментам или к каким-то блокам в течение вашего дня.

Поясню. Например, вы можете решить для себя, что занятия для развития мелкой моторики вы будете проводить на кухне после завтрака, когда вы убираетесь на кухне или готовите обед, а ваш ребенок в это время под вашим присмотром занимается какими-то мелкими делами:

сортирует крупу

переливает водичку

чистит яичко и т. д.

Есть масса вариантов занятий для развития мелкой моторики, и многие из них удобно проводить как раз на кухне, потому что они, как правило, заканчиваются полной разрухой, рассыпанием, проливанием всего на стол, на пол. На кухне это удобнее всего убрать без дополнительных затрат времени и сил.

Пальчиковую гимнастику вы можете привязать к моменту одевания или раздевания ребенка. Вот пришли вы с прогулки, переоделись, ребенок сидит у вас на коленях, и вот вы начинаете делать эту пальчиковую гимнастику. Удобно и прямо на улице ее делать, если это теплое время года.

Просмотр презентаций и работу с карточками вы также можете привязать к какому-то режимному моменту, например, после полдника вы этим занимаетесь или перед дневным сном. Смотрите на своего ребенка и выберите то время, которое больше всего подойдет для этого.

Основная задача формирования речевой среды дома – это:


Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи, потому что это, как вы понимаете, будет способствовать формированию его собственных речевых навыков.

Просмотров: 279