Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила: Жилина Е.А.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья является повышение уровня его социализации в обществеРебёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Усвоение принятых социальных норм и правил происходит через социализацию. Воспитание ребенка через интерес к чтению, является особенным средством. Чтение, общение с книгой, способствует успешной адаптации, так как она является источником информации.

У детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизиологических особенностей интерес к чтению сам по себе не возникает. Чтение для них трудный вид деятельности, у детей низкий интерес к чтению, нет желания знакомиться с произведением, медленный темп чтения, недопонимание прочитанного. Формирование читательских интересов имеет большое значение в системе учебно- воспитательной работы. Они расширяют представления об окружающем мире, развивают речь, обогащается словарь, воспитывается любовь к родному языку.

Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, в том числе и педагогов – дефектологов.Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации. Воспитание ребенка через интерес к чтению - уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В дошкольном возрасте играпока ещё естественная потребность. Играя, они взрослеют, набираются жизненного опыта. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Литературные игры интересны и полезны. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, ролевые игры, пересказ сказок, рассказов по серии картинок.

В формировании интереса к чтению детей с ОВЗ методы наглядного обучениязанимают особое место, поскольку мышление детей требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) работы по мере взросления обучающихся не снижается. На занятиях обязательно должны использоваться разные наглядные средства. На логопедических занятиях и с детьми используются игровые задания (ребусы, шарады, кроссворды), которые облегчают восприятие учебного материала, создают положительный эмоциональный фон. Но больше всего дети любят слушать, чем читать. Общение с книгой для детей ОВЗ, является основой познавательных способностей, которые в дальнейшем являются частью успешного обучения.

Чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций; реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению даёт возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного

  • буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе;
  • развивается аналитико- синтетическая деятельность;
  • уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками словоизменения и словообразования
  • появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;
  • совершенствуются коммуникативные связи.

Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др.

При выборе методики обучения детей чтению, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, эмоционально незрелых, внушаемых и недостаточно способных к осознанию собственных проблем, прежде чем отдать предпочтение тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребёнка (аналитический или синтетический, и строить свою работу с учётом этой особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Итогом работы является звукобуквенный анализ.

Таким образом, при обучении чтению и грамоте детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный.

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с ОВЗ быстрее преодолевается, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребёнка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не нужно задерживаться на чтении слогов, переходите к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем вводится чтение 2 – 3-сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцевой и т. д.

Существенные проблемы у детей с ОВЗ вызывает деление слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных чёрточек, преобразование слов путём смены одного слога, широко используется чтение с помощью окошечек.

Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного ещё разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребёнка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. По мере и овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав её, ребёнок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются.

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребёнком к своим рисункам, и др.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребёнка.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся следующие упражнения.

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.

Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

б) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных.

ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу аоу
оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао

Прочитайте на одном выдохе.

а-о-у-э-ы
о-у-ы-а-э
а-ы-о-э-у

Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном.

ра-ро-ру-ры-рэ
ря-рё-рю-ри-ре
арь-орь-урь-ырь-ерь

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р
ы и о э е я ю е у а
с т в

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи

тно

ктри

дру

зби

стру

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо

громко

шепотом

немое кино

(произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон

медведь

тигр

лев

бабочка

кошка

3. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.