Печать

Самостоятельность – это умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль (поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат). Активное участие волевых свойств в данном процессе способствует формированию осознанного социально-приемлемого поведения.

Внешними признаками самостоятельности, как характеристики деятельности, является рациональное планирование своей деятельности, выполнение самостоятельных заданий, систематический контроль, корректировка работы и её совершенствование. Одной из ведущих задач является создание условий для организации и управления самостоятельной деятельностью детей.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной работы детей. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на занятии.

Домашнее задание выполняется ребенком самостоятельно под контролем родителей. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после работы на занятии. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач– формированию у детей умения самостоятельно трудиться.

К задачам родителей при проведении самоподготовки относится также формирование у детей умения распределять время, отведенное на самоподготовку, и определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание у них чувства взаимопомощи и доброжелательности.

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего, ребенок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребенок сам решает когда, сколько времени и какая будет очередность заданий.

Вы можете хотеть чтобы ваш ребенок сделал домашнее задание до того как начнет играть .Но он может предпочесть поиграть сначала и только потом сесть за домашнее задание .И если он пообещал, что поиграет час, а потом сделает задания и выполнит все то, что обещал, вам не о чем беспокоиться.

Дети будут терпеть неудачи. Они будут ошибаться .Не стоит акцентировать внимание на неудачах .Дайте вашему ребенку знать, что он мог бы сделать лучше, но не вспоминайте об его провале, потому что акцент на неудаче может серьезно подорвать его самооценку.

Когда ваш ребенок все сделал самостоятельно ,без напоминаний ,то, что обещал сделать, обязательно скажите ему, что вы очень им гордитесь Позитивная отдача-самое главное в формировании личности ребенка. Поощряйте ребенка разными способами ,хвалите его.

Самоподготовка, по сути, является продолжением образовательного процесса, однако значительно отличается от занятия методикой организации и проведения. Задача родителей – закреплять у детей знания, полученные на занятиях, научить их работать самостоятельно, строго соблюдать режим работы.

Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему.

При определении времени, необходимого для выполнения домашних заданий, учитывается объем, сложность задания, степень изученности материала, функция домашних заданий. При использовании наглядных дидактических пособий дети самостоятельно стараются выполнить задание. Решающее значение для эффективности проведения самоподготовки имеет строгое соблюдение режима дня, чередование труда, отдыха, достаточное пребывание их на воздухе, проведение физкультминутки.

Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе.

Во время самоподготовки основная обязанность родителей – создать необходимые условия для самостоятельной работы детей. Большинство детей нуждаются в помощи взрослого.

Важнейшим условием формирования самостоятельности у детей является мотивация, в основе которой лежат эмоции. У многих детей наблюдается дефицит эмоционального общения или ограничен диапазон эмоций. Задача домашнего задания должна быть сформулирована в такой форме, чтобы ребенок захотел её решать. Нельзя навязывать готовые формы, правила. Нужно создавать ситуации, в ходе которых ребенок сам бы искал решение. Родители могут подсказать как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок .Затем работа проверяется родителями. При этом возрастает ответственность ребенка за правильное выполнение всей работы Родитель проверяет домашнее задание пока полностью не передаст контроль за выполнением ребенку.

Самостоятельное выполнение домашнего задания требует времени и сосредоточенности-дайте ребенку это ,не отвлекайте и не торопите его.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность ребенка, понимаемая, как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.

Просмотров: 640