Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Александрова С.К., музыкальный руководитель

1. Колыбельная мамы.

«Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Сколько нежности в пении, обращённом к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека ‒ матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой душевной настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет осваивать этот мир сам. Колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищённость дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»:

Баю-баюшки-баю, не ложится на краю.
Придёт серенький волчок и ухватит за бочок.
И потащит во лесок, и положит под кусток.

Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краёв, опыт собственных падений и переступания через «край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо. Но самое важное в колыбельной песне ‒ это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и, если ему станет плохо ‒ ему помогут, его не бросят. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдёт в наш сложный, противоречивый мир! А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймёт, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Пойте детям перед сном ‒ пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное ‒ с любовью.

2. Классическая музыка.

Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу воздействия музыки на человека целебной. А воздействие музыки на ребёнка неоценимо. Она способна регулировать состояние души ребёнка, помогает восстановить нервную систему и преодолеть неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего–либо. Под музыку выстраивается ритмика организма – снижается утомление, улучшается самочувствие. Например, перевозбуждённый малыш благодаря спокойной мелодии может успокоиться. Когда это необходимо для мамы? Перед сном ребёнка. Дневным или ночным.

В релаксационную классическую программу входят произведения:

  • А. Вивальди: «Весна».
  • А. Вивальди: «Зима».
  • В. Беллини: «Каватина Нормы».
  • Д. Шостаковия: «Романс из кинофильма «Овод».
  • М. Глинка: «Романсы».
  • С. Прокофьев: 1-я часть 1-ой симфонии.

Влияние музыки на нравственные чувства начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых музыкальных пьес.

Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развивать умственные и интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.