Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Иванова Л.В., воспитатель

Перед каждым родителем стоит вопрос - как научить ребенка правильно и грамотно говорить. В дошкольном возрасте у многих детей возникают проблемы в освоении речи. В таких случаях можно, конечно, обратиться к логопеду, который составит речевые упражнения с учетом индивидуальных особенностей. Но некоторые дети боятся врачей в халатах, другие просто сторонятся чужих людей.

Дошкольный возраст - это наиболее сенситивный этап развития речи ребенка. В эффективном формировании речи ребенка значимую роль играет его ближайшее окружение - семья и родители. От того, насколько много и часто они разговаривают с ним, сколько внимания уделяется общему развитию речи ребенка, во многом напрямую зависит успех дошкольника в развитии его связной речи.

Причем, необходимо отметить, что особо организовывать ничего не надо, общаться можно дома, на кухне, на улице во время прогулок. Прогулки вообще важны для ребенка. Во время нахождении на улице укрепляется состояние здоровья малыша, улучшается его двигательная активность, а также совершенствуется речь за счет появления в поле зрения ребенка новых окружающих предметов или действий.

Важно помнить, что где бы вы ни гуляли с ребенком, старайтесь обращать его внимание на окружающий его мир, подробно и эмоционально рассказывайте ему обо всем, что он видит. Словесные образы подкрепляйте зрительными, расширяйте его словарный запас и кругозор. Разъясняйте своему малышу признаки и свойства окружающих его предметов и действий.

Например, обратите внимание ребенка на цвет песочка в песочнице - желтенький, светлый или (иногда встречается) грязный и серый. Старайтесь разнообразить свою речь языковыми средствами, подбирайте синонимы и антонимы. Например, мокрый песок в песочнице можно назвать влажным или сырым. Привлекайте ребенка к элементарным действиям анализа: травка на клумбе утром была мокрая от росы, а днем высохла, потому что ее высушило солнышко.

Слыша от мамы словарный ряд: песок - песочница - песочный - ребенок учится приемам словообразования. Учится образовывать уменьшительно-ласкательные наклонения: ведро - ведерко, трава - травка и т.д.

Во время игр на улице побуждайте ребенка проговаривать совместно с вами свои действия, описывать и объяснять свои поступки и игровые сюжеты, подбирать строительные материалы. Стоит помнить, что не следует злоупотреблять своим влиянием и опытом - дайте ребенку играть самостоятельно.

Также можно понаблюдать за проезжающими машинами. Попробуйте посчитать их с ребенком, мысленно поменяйте им цвет и размер. Придумайте разнообразные истории с этими машинами или про людей в этих машинах.

В любом виде деятельности речь взрослого должна быть спокойной, размеренной, но эмоциональной и интонационно насыщенной. Ребенок должен слушать и различать интонационные нотки в речи, эмоциональные оттенки.

Знакомство и подкармливание уличных птиц также способствует развитию речи ребенка. Возьмите за правило брать на улицу с собой хлебные крошки, пшено и т.д. Особенно это пригодится зимой, когда птичкам нужна подкормка. Ребенок будет знакомиться с видами птиц, с особенностями их оперения, цветовой гаммой, звуками птиц. Рассматривайте их вместе с ребенком, помогайте подобрать нужные слова, эпитеты, глаголы и т.д. Сочините с ребенком небольшие рассказы о птицах с акцентированием внимания на отличительных особенностях. Например, найдите с стайке воробьев самого шустрого, у ворон самую мудрую. Поразмышляйте с ребенком, почему воробьи сразу же улетают при первой опасности. Но также быстро возвращаются. Так, изо дня в день вы будете развивать не только внимание ребенка, но и его речь, включая его в диалоги или составление описательной речи.

Понаблюдайте с ребенком за животными - кошками и собаками. Поразмышляйте с ним о породах, окраске, движениях. Подумайте, какое бы домашнее животное вы завели бы дома, постарайтесь описать его.

Не оставляйте любой вопрос ребенка без ответа, даже, если вы затрудняетесь на него ответить. Попробуйте пофантазировать вместе с ребенком.

На прогулке с ребенком важно придерживаться следующих принципов:

  • впечатления на прогулке - самые яркие для ребенка, это естественная ситуация для возникновения общения и совершенствования речи, развивается способность эмоционально воспринимать окружающий мир;
  • положительные эмоции - это мотиватор развития речи и предпосылка к общению, возникает сильное желание поделиться своими впечатлениями;
  • общение и речь дают возможность ребенку не только понимать окружающих, но и выполнять сложные мыслительные операции (наблюдение, анализ, сочинение).

Но самые яркие впечатления и почва для развития и совершенствования речи ребенка-дошкольника заключаются в уличных прогулках.

Поэтому - все на улицу, гулять!