Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила воспитатель Жилина Е.А.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:

  • снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
  • ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
  • низкая речевая активность;
  • не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. Так им предоставляется возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми которым это задание по силам. Уважение, доброта, взаимопомощь - именно такие качества мы стараемся воспитывать в детях.

При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Дети осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование способствует развитию диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развитию собственного познавательного опыта ребёнка, развитию инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную активность.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Для того, чтобы дети увлечённо занимались экспериментальной деятельностью, необходимо взрослому стать участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Картотека экспериментальных опытов для проведения родителями со своими детьми в домашних условиях

Опыт №1. Извержение вулкана с перекисью водорода.

Оборудование: 2 стакана (один с чистой водой, второй – пустой), стеклянная палочка или ложка для перемешивания жидкостей, жидкое мыло, калия перманганат (мангарцовка), перекись водорода.

Насыпьте в высокий стакан 3-4 гранулы марганцовки. Добавьте 150 мл воды и перемешайте. Добавьте 1 столовую ложку жидкого мыла и снова перемешайте. Добавьте 200 мл перекиси водорода, чтобы началось настоящее извержение вулкана!

Опыт №2. Разноцветная молочная река.

Оборудование: тарелка средней глубины, молоко, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды или жидкое мыло.

Налейте молоко до середины тарелки. Добавьте немного красителей разного цвета. Предложите ребёнку коснуться молока ватной палочкой — сначала ничего не произойдёт. Теперь смочите ватную палочку в средстве для мытья посуды и снова прикоснитесь палочкой к молоку. Наблюдайте за появлением красивейших молочных «картин».

Опыт №3. Эксперимент с водой, маслом и солью.

Оборудование: вода, растительное масло, соль, пищевой краситель, стакан.

Наполните стакан водой на две трети. Налейте немного растительного масла — оно легче воды, и слой масла останется сверху, не опускаясь на дно стакана. Для большей наглядности насыпьте в стакан пищевой краситель. Медленно всыпьте в полученный раствор соль — примерно одну чайную ложку. Вы увидите, как масло вместе с подкрашенной солью опускаются на дно — хотя масло и легче воды, более тяжёлая соль увлекает масло вниз вместе с собой.

Опыт №4. Шагающая радуга.

Оборудование: семь одноразовых стаканчиков, вода, разноцветные пищевые красители, бумажные полотенца.

Налейте в четыре стакана воду: стаканы должны чередоваться — полный-пустой-снова полный-снова пустой, заканчивается ряд наполненным водой стаканом. В стаканчики с водой добавьте пищевой краситель. Бумажные полотенца сверните в 4-5 раз, чтобы получились трубочки — всего сделайте шесть бумажных трубочек. С помощью бумажных трубочек соедините соседние стаканы: в каждом стакане, кроме первого и последнего, окажутся части двух трубочек. Дождитесь, пока полоски окрасятся в разные цвета — получится необычная шагающая радуга.

Опыт №5. Ледяные мыльные пузыри.

Оборудование: непосредственно жидкость для мыльных пузырей, свежий снег.

Подготовьте жидкость для запускания пузырей. Если ее нет, смешайте воду, жидкое мыло и глицерин. Найдите свежую снежинку и аккуратно выдуйте на нее мыльный пузырь. Смотрите, как пузырь быстро покрывается льдом и покрывается уникальным узором.

Опыт №6. Дождь из тучки

Оборудование: баночка с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов.

Растворите красители всех заранее заготовленных цветов. На заполненную водой баночку вылейте пену в виде тучки. Залейте поверх пены краситель и наблюдайте, как из тучки появляется разноцветный дождь.

Опыт №7. Снег летом.

Оборудование: блестки, кукурузная мука, кукурузный крахмал, пена для бритья.

Замесите кукурузную муку и крахмал. Аккуратно добавьте к ним пену для бритья и тщательно размешайте состав. Засыпьте внутрь блестки и попробуйте вылепить из «снежной массы» что-то небольшое. Будет смотреться реалистично.