Кунакова Т.А.
Максимальное овладение навыками самообслуживания, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, - это основная цель работы педагогов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагогам и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
В настоящее время изменился подход к коррекционному обучению и воспитанию, вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как подход к детям данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, стало ясно, что необходимо разрабатывать и применять такие методы и приемы, которые будут не только развивать личность ребенка с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, но и будут делать их разносторонне развитыми. Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества.
При развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) наблюдается снижение активности и ориентировочной деятельности, а также приобщение потребностей в сторону усиления примитивных действий. Слабая активность, моторная недостаточность детей, отсутствие умения перенести увиденное ранее в свою повседневную жизнь приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями. Они не могут анализировать воспринимаемый предмет или действие, не сравнивают и не сопоставляют их. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Дети с выраженной формой умственной отсталости способны лишь к самым элементарным обобщениям (а в некоторых случаях и не способны к ним). И то эти обобщения формируются с большим трудом и только в результате специального обучения, постоянного, ежедневного закрепления и, как правило, дети связывают их с собственным жизненным опытом. Для более полноценного развития ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными умениями и навыками.
Наиболее важными для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. С первых дней жизнь ребенка с особыми образовательными потребностями социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом, что зачастую формирование таких элементарных гигиенических навыков является трудно усваиваемым. В воспитательном процессе при развитии гигиенической культуры мы уделяем внимание всем социально значимым навыкам. При формировании навыка приема пищи, мы ставим следующие задачи: во-первых, уметь различать и называть (обозначать) предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, скатерть); во-вторых, закреплять навыки мытья рук перед едой, пользования ложкой, умение есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать ее. При формировании гигиенических навыков, мы учим различать и называть (обозначать) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Формируем представление у детей о том, что необходимо следить за собой, закрепляем правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, вытирания полотенцем.
Наиболее сложным в воспитательном процессе является формирование навыка опрятности, где необходимо научить детей во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться, складывать в определенной последовательности одежду, аккуратно и правильно одеваться, умение самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки), следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли, учить пользоваться носовым платком, соблюдать порядок в помещении, убирать свое игровое место.
При формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе мы применяем такие методы и приемы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого мы создаем такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. Используем разнообразные приемы в воспитании: игра с куклой, подражание действий воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные действия ребенка. На первоначальном этапе мы учим детей, чтобы он знал места хранения собственных предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других. Примером может служить игра «Вымой руки Маше». Во время проведения данной игры у детей формируются: положительное отношение к мытью рук, знания о необходимости и значении этого действия. Здесь ребенок ведет куклу к умывальнику и моет ей руки, затем вытирает их полотенцем. Воспитатель задает вопросы детям: «Зачем Маша мыла руки? Когда надо мыть руки? Как надо мыть руки? Как надо вытирать руки?". После формирования положительного отношения к навыку мытья рук в процессе дидактической игры воспитатель переходит к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов. При этом ребенок должен овладеть рядом последовательных действий: поднять рукава - открыть кран - намочить руки - взять мыло - подставить руки с мылом под струю воды - намылить ладони до получения пены - положить мыло в мыльницу - растереть мыло круговыми движениями - подставить руки под струю воды - смыть мыло с рук - закрыть кран - вытереть руки насухо полотенцем. Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от глубоко умственно отсталого ребенка достаточного уровня восприятия и развития моторики. В работе целесообразно использовать различные стихи и присказки:
- «Ладушки, ладушки, с мылом моют лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
- «В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама (имя ребенка)».
- «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода!
- "Выходи, водица - мы пришли умыться!». Во время проведения игры «Оденем на прогулку». Учим детей называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно и аккуратно одевать ее на куклу. Затем полученные знания, умения и навыки переносятся на практическое применение. Во время проведения игры «Маша - растеряша». Ставим цель научить различать парную обувь и одежду, умение опрятно одеваться:
- - Маша-растеряша разбросала свою одежду и не может ничего найти. Один носок нашла, а другой нет, не знает где ее вещи и как их правильно одевать. Давайте поможем найти ее одежду и поможем ей одеться. В случае затруднения выполнения задания воспитатель помогает найти пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем вещи, умение опрятно одеваться. Во время проведения игры «В гостях у Маши».
Мы научим детей правилам культурного поведения в гостях, умение вести себя за столом: не шуметь, не брать пищу руками, пользоваться приборами и салфеткой во время еды, придвигать и отодвигать стул неслышно, после еды не забыть поблагодарить Катю. Сформированные умения применяются и закрепляются при походах в столовую. После использования в воспитательном процессе (во время режимных моментов) игр и упражнений, которые ставят перед собой задачу формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, у глубоко умственно отсталых детей наблюдается положительная динамика в развитии. А именно: опрятности, умения мыть руки, умения чистить зубы, умения вести себя за столом, умения следить за своим внешним видом.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты постоянно необходимо включать игры и разнообразные упражнения, которые направленны на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.