Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила: Левченко А.С.

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

Эти детки характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

  • игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
  • объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
  • игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

  • игра должна быть с четко сформулированными правилами;
  • подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Интересные игры для детей с ОВЗ

«Игровой массаж»

Для детей с ОВЗ важно, чтобы занятия включали развитие мелкой и крупной моторики. Для них полезна работа руками. Недавно для таких детей придумали «игровой массаж». Это классная штука, построенная на взаимодействии двух ребятишек. В процессе принимает участие не взрослые, а исключительно дети с ОВЗ.

Как это работает. Один ребенок садится на стул или подушку, а другой делает ему массаж. Преподаватель контролирует процесс и показывает карточки. Например, на одной из них изображена бегущая кошка. Задача ребенка показать на спине другого, как царапает котик. Это тактильное занятие направлено на взаимодействие и доверие. Они могут трогать, обнимать друг друга — это занятие обеспечивает постоянный контакт.

Бывает, что ребенок агрессивно настроен. Он мог устать во время долгих групповых занятий. Тогда, задача взрослого снять это напряжение. "Игровой массаж" - идеальный вариант. Главное, вовремя среагировать и предложить эту идею. Кстати, карточки вы можете сделать своими руками.

Сенсорные занятия

Для таких занятий используют сенсорные боксы, боксы с шишками. Также, есть сенсорные коврики, разработанные специально для детей с ОВЗ. Они сочетают разные текстуры: песок, каменный настил, трава. Это далеко не ортопедические коврики, которые подходят для всех детей. Данная модель предназначена конкретно для деток с диагнозом.

Используйте сенсорные коробки. Они делятся на 2 вида: открытые и закрытые. Открытые позволяют ребенку ознакомиться с предметом, потрогать его, понять, что это. Это помогает им запоминать каштан или шишку не только визуально, но и тактильно. После занятий с открытыми коробками, можно переходить к закрытым. Предметы прячут в мешочки. Задача ребенка на ощупь определить, что может быть внутри.

Пальчиковое рисование

Есть очень интересный итальянский проект Segni mossi, под руководством двух арт-терапевтов. Они разработали множество упражнений, направленных на взаимодействие между абсолютно разными детьми. Их концепция заключается в работе с красками. Эти уроки «активируют» все: доверительные отношения, воображение, память. Я считаю, это очень актуально для деток с ОВЗ. Если правильно применить знания и проводить занятия в небольших группах, то эффект будет. И он будет положительным.

Песочная терапия и игра

Песочная терапия тоже благоприятно влияет на ребенка. Песок — это проводник в детское сознание. Такие занятия дают положительные результаты в работе со здоровыми детьми, но которые плохо разговаривают. Мы проигрываем разные ситуации, и проблема раскрывается. Когда ясна причина, мы можем с этим работать. Нужно учитывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, в том числе и в играх. У них есть нарушения зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата и т.д. Но все они любят играть. Сложно описать словами, когда мы видим улучшение у ребенка после песочной терапии. Он передает информацию через песок, свои мысли и переживаний.