Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Смелая О.В.

Зачастую родители встречаются с проблемами по автоматизации звуков в речи дома. Какие в основном проблемы испытывают родители при автоматизации звука [Ш]?

Рассмотрим некоторые из них:

  • ребёнок недостаточно удерживает язык в верхнем положении в форме «Чашечки»; по привычке ребёнок опускает язык вниз, так как ему удобно;
  • не держит в нужном положении губы при звуке [Ш];
  • не держит в нужном положении верхние и нижние резцы;
  • недостаточно использует силу и длительность воздушной струи.

Все эти проблемы объясняются тем, что новое положение органов артикуляции: языка, губ и зубов, - создает ребёнку неудобство и непривычность. Хотя при всём при этом, он хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Кроме того, в этом положении при произнесении звука [Ш], ещё нужно и сильно дуть. Чаще всего такие трудности и проблемы встречаются у детей с дизартрией. При дизартрии характерно наличие мышечного тонуса: гипертонус и гипотонус. Гипертонус - это, когда мышцы языка находятся в сильном напряжении, при этом язык толстый, твёрдый, оттянут к корню языка. Гипотонус – это, когда, наоборот, язык вялый, слабый, широкий и выпадает из полости рта.

В обоих случаях ребёнок не может долгое время удерживать язык в верхнем положении, как требуется при звуке [Ш]. А, значит, нужна длительная тренировка мышц языка. Как все-таки быстрее достичь результата самостоятельного произнесения звука [Ш] не только изолированно, но и в слогах и словах. Если уже у ребёнка появились предпосылки произнесения звука [Ш]: может поднять язык вверх; направляет воздушную струю; слышится слабое, пусть неотчётливое, характерное «шипение». Однако, самостоятельно затрудняется, произносить этот звук. В этом случае ребёнку нужно помочь.

Поможет простая механическая помощь – это ваши руки и пальцы. Нужно сесть вместе с ребёнком перед зеркалом.

Упражнение №1 «Разминка»

И. п. – указательным и большим пальцами кисти руки прижать щёки ребёнка. В этом положении просим ребёнка произнести звук [Ы]. «Как гудят пороходы?»: ы-ы-ы-ы-… - длительно. Остановимся на этом моменте. Что даёт это упражнение?

  1. При произнесении звука [Ы] у ребёнка округляются губы в форме «бублика» и слегка вытягиваются вперед.
  2. Одновременно в это время при звуке [Ы] язык автоматически поднимается вверх.
  3. Правильное положение верхних и нижних резцов. Между резцами образуется соответствующая щёлка, как и при звуке [Ш].

Все эти моменты подготовили ребёнка к произнесению звука [Ш].

Поле произнесения звука Ы, просим ребёнка выполнить глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот с произнесением слога [ШИ]. Сначала образец показывает взрослый, а потом ребёнок повторяет: Ы-Ы-Ы-Ы. ШШШШиии. Упражнение повторяется многократно: ы-ы-ы-ы--- шшши, ы-ы-ы-ы. -шшши и т. д.

После такой разминки просим ребёнка многократно произнести слог Ши, но уже без звука Ы: шшши-шшши-шшши…. Обращаем внимание ребёнка, чтобы он старался сильно и длительно «шипеть».

Упражнение №2

Автоматизация звука [Ш] в словах с прямыми слогами.

В таком положении, удерживая щеки своего ребёнка указательным и большим пальцами своей руки, можно автоматизировать звук Ш в словах с прямыми слогами. На первых порах пока помогаем ему, фиксировать правильную артикуляционную позу звука [Ш]. Ребёнок повторяет вслед за взрослым слова, сильно и длительно выделяя звук Ш: шшшаг, шшшап-ка, шшшах –та, у-шшшан-ка, мышшша-та и т. д.

Сначала следует проговаривать слова по слогам, т. к. ребёнку трудно произнести целиком все слово с правильным звуком [Ш].

И, наконец, когда вы увидите и почувствуете, что ребёнок стал более уверенно, быстрее и чётче произносить звук [Ш] в словах с вашей помощью, то можно просить ребёнка, чтобы он сам зажимал свои щёки указательными пальцами и проговаривал за вами слоги и слова со звуком [Ш]. Постепенно нажим пальцев на щёки ослаблять и незаметно ребёнок перейдет со временем на самостоятельное произнесение звука [Ш] в слогах и словах.

Такой способ поможет родителям автоматизировать звук [Ш] в домашних условиях.

Когда ребёнок перейдет на самостоятельное произнесение слогов, слов со звуком [Ш], можно смело переходить на следующий этап автоматизации звука в речи: в чистоговорках, скороговорках, предложениях и связной речи.

Успехов Вам, дорогие родители!