Печать

подготовила Обухова Л.И.

Построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

У ребенка с ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, поэтому актуальной становится проблема создания специального образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности воспитанников данной категории.

Итак, что же такое мотивация?

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Это требует от нас как педагогов большой подготовительной работы к занятиям, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация — «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме: Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Вы предлагаете научить ребенка делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют его. Во время работы у ребёнка должен быть персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы ребенок поиграл со своим подопечным. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне».Здесь мотивом для ребенка является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете ребенку, что собираетесь мастерить что-либо и просите его помочь вам. Интересуетесь, как он сможет вам помочь. Ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли вы вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня». Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы сообщаете ребенку, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите его научить вас этому. Вы спрашиваете, согласен ли он помочь вам. Ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу. По окончании игры ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя»Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы показываете ребенку, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Далее показываете, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду. Также следует соблюдать следующие принципы мотивации ребенка:

Соблюдая эти правила, вы даёте ребенку новые знания, обучаете его определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Игровая мотивация

Как вы все знаете, основным и самым главным методом в работе с дошкольниками является игровой. Все цели и задачи реализуются только через него.

Таким образом, игра – это богатое пространство для создания мотивации.

Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

  1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.
  2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества со взрослым, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать в поиске своего «Я», всохранении уникальности.
  3. Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
  4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
  5. Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач.
  6. Оценка взрослого повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка с его прежними результатами.
  7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передатьинициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, является игра и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Просмотров: 328