Печать

Подготовила: Ярцева М.А.

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители — образцы для подражания.Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые — их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых — родителей создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в т.ч. медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.

Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей — достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи.

Принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:

  1. Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.
  2. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно, как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
  3. Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.
  4. Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.

Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Это стадии переживания психологической травмы. Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.

Семья – это главный социальный институт, который выполняет такие функции как: первичная социализация детей и первичный социальный контроль. Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Навыки культурного поведения формируются в условиях семьи, от этого зависит уровень сформированности культуры поведения ребёнка в обществе. Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими, рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.

Не стоит забывать, что общение – это разговор двух и более людей, каждый из которых хочет быть услышан. Поэтому нужно не забывать учить детей слушать другого, видеть его настроения и желания. Необходимо помнить и о правилах поведения, ведь каждый хочет избежать конфликтных ситуаций и общения с человеком, который неприятен. Поэтому следует обучать детей различным стихам - «мирилкам» для устранения конфликта. Обучая детей общению нужно помнить о нормах и правилах общения, основанных на уважении и доброжелательности.

Научите ребенка при знакомстве называть свое и узнавать имя собеседника. Со временем это войдет у него в хорошую и полезную привычку. Всегда поощряйте попытки знакомства с другими детьми, например, на детской площадке, в больнице, в магазине. Учите ребенка не только слышать, но и слушать. Читайте вместе книги и останавливайтесь после небольших эпизодов: спрашивайте, что и с кем произошло, попросите пересказать отрывок. Научите ребенка формировать свою позицию. Для этого необходимо постоянно обсуждать мультфильмы, книги, поступки героев. Спросите малыша, на кого бы он хотел быть похож и почему.

Поощряйте играм детей с ОВЗ в коллективе сверстников.

В разговоре с ребенком желательно отмечать только те дела и качества, где наблюдаются хотя и маленькие, но положительные сдвиги.

Чаще используйте положительные утверждения, нежели негативные оценки и критические замечания.

Замечайте все его удачные попытки правильно сказать, своевременно на них реагировать в виде одобрения или похвалы.

И конечно, всегда замечайте и хвалите ребенка за его успехи в общении, умении рассказать и выслушать. И тогда непременно он станет интересным собеседником, с которым все с удовольствием будут общаться!!!

Просмотров: 312