Печать

Подготовила: Левченко А.С. воспитатель МБДОУ д/с 64

С момента, когда дети начинают говорить, в доме звучат их частые просьбы:

Малышам до всего есть дело. Желание помогать у них врожденное и делит первенство с желанием подражать взрослым. Однако родителям детская помощь иногда кажется лишней: быстрее одеть ребенка самим, чем смотреть, как он несколько минут терзает застежку-молнию, и, наверняка, взрослые качественнее помоют посуду, чем это сделают дети. Кажется, что помощь по дому лучше отложить до того, как малыши станут проворнее и аккуратнее. Но не бывает специального возраста для того, чтобы учиться помогать. Просто важно подбирать поручения в соответствии с возрастом.

Вот что по силам маленьким детям:

1-3 года

подавать нужные предметы: строительные инструменты, овощи для салата, бумагу для принтера;

подметать пол;

относить мусор в ведро, а ношеную одежду – в корзину для белья;

доставать постиранную одежду из стиральной машины;

сортировать носки по парам;

мыть в тазике свои игрушки;

убирать игрушки в контейнер, ставить на полку прочитанные книги;

протирать пыль на открытых низких поверхностях;

мыть твердые фрукты и овощи;

доставать покупки из продуктовой сумки.

3-5 лет

собирать ягоды, фрукты и овощи на даче;

мыть небьющуюся посуду;

накрывать на стол: ставить тарелки и чашки, раскладывать приборы и салфетки;

вытирать пролитую жидкость;

смешивать ингредиенты для жидкого теста или порезанные взрослыми овощи для салата;

собирать свой рюкзачок в детский сад и на прогулку;

нести домой из магазина легкий пакет с продуктами.

5-7 лет

расчесывать шерсть собаке или кошке, наливать питомцу воду в миску и насыпать корм;

поливать цветы;

сортировать одежду по цветам;

заправлять свою кровать;

выбирать одежду на день;

занимать в течение 5-10 минут младшего брата или сестру.

Получается довольно внушительный список дел, который может пополняться, если вовлекать детей в любое из домашних занятий и выделять им даже самую маленькую часть работы для исполнения.

1. Делайте вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю/убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы. Поставьте рядом с взрослой гладильной доской игрушечную и займитесь глажкой вместе.

Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и, наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечайте успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и с взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.

3. Учитывайте характер

Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое.

4. Играйте!

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни ваших детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.

6. Оставьте место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как вас обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким сюрпризом. Не скрывайте своей радости и не скупитесь на похвалу.

7. Не рассчитывайте на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.

8. Дайте разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:

– не вмешивайтесь,

– не подгоняйте,

– и уж тем более не ругайте.

Наберитесь терпения и дайте довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.

9. Работа - не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.

10. Не разделяйте обязанности на «женские» и «мужские»

И мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.

Дети чаще всего хотят помогать, чтобы радовать родителей, и, видя, что плоды их труда принимают, малыши укрепляются в том, как здорово – быть помощниками и вносить посильный вклад в общее дело семьи. Лучшее, что могут сделать взрослые – поддерживать детскую инициативу.

Просмотров: 353