Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила: Александрова С.К. Музыкальный руководитель

Музыкальное воспитание несёт в себе большой развивающий потенциал, позволяя решать одновременно общепедагогические, воспитательные и коррекционные задачи. То есть, музыка рассматривается не как самоцель, а как мощное средство развития, например, отстающих психических функций, речи, памяти, эмоциональности, координации движений, формирования мелкой и крупной моторики.

Музыка стимулирует самостоятельность, осознание собственной значимости, проявление инициативы. В тоже время, она учит ребенка находить свое место в группе детей, выбирать и высказывать свои предпочтения, формирует умение слышать других, сопереживать, общаться, что особенно важно для детей с коммуникативными нарушениями.

Многогранность влияния музыки поможет подготовить ребенка к учебе, активизировать психические процессы и познавательную деятельность, сформировать нужный эмоциональный настрой.

Как показывает педагогический опыт, особенно благотворно сказывается на развитии дошкольников с ОВЗ хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, постановка театрализованных и кукольных музыкальных спектаклей.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Этот вид музыкальной деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, испытывают удовольствие от процесса. Однако у них часто отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, невыразительно. Поэтому такие приемы, как проговаривание текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного, позволяет детям следить за правильностью положения губ и лучше запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над дыханием используются жесты, помогающие вовремя взять дыхание.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, очень эффективны такие упражнения как распевки на слоги, скороговорки и попевки.

Слушание музыкиявляется самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также для формирования волевых черт характера. После прослушивания музыкального произведения можно предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыке.

Музыкально-ритмические навыки и движения, безусловно, оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Удетей с ОВЗ хорошим средством коррекции является музыкотерапия. Музыка может звучать фоном в комбинации с другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия.

Кроме различных наглядно-зрительных приемов используются всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картинки, карточки, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки.

Особый подход с детьми с ОВЗ, в частности, с ЗПР требуется и при работе с музыкальными инструментами.Часто в обучении игре на инструменте им мешает неусидчивость, расторможенность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Здесь самое главное - увлечь ребенка игрой, яркой в образном отношении музыкой, изложенной в доступной неперегруженной фактуре и запоминающейся мелодией.

Оценивать исполнение таких детей нужно по другим параметрам: это должна быть оценка их музыкального развития, продвижения вперед за прошедший отрезок времени. Ведь главная задача педагога в работе с детьми с ОВЗ - помочь ребенку в коррекции нарушений его развития средствами искусства.

Самое главное при взаимодействии с ребёнком с ОВЗ - завоевать его доверие. Чтобы он смог принять преподавателя в круг людей, которым он полностью доверяет. Это нелёгкий и длительный процесс. Дети с ОВЗ часто фиксируются на чем-то одном, поэтому очень важно работать над расширением их фиксаций. Акцент должен постоянно делаться на успехах и сильных сторонах. Опираться на понятие «надо» как в обычном образовательном процессе, здесь неприемлемо. Интерес к обучению нужно поддерживать активно и бесперебойно, и только с положительными эмоциями.

Возможность приобщения к музыке детей с ОВЗ является важным звеном в коррекционно-развивающей работе.