Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила воспитатель группы компенсирующей направленности Для детей ТНР Ковалёва Е.В.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В настоящее время родителей детейдошкольного возраста волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

У детей, относящихся к группе компенсирующей направленности, практически всегда имеются проблемы речевого развития. Если в норме у ребенка должны быть развитывс е 7 компонентов речевой системы (общее звучание речи, активный словарь, грамматический строй, звуко-слоговая структура, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух, то у детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть несформированными от 3 и более компонентов речи. Такие речевые патологии, мы именуем как общее недоразвитие речи.

Учеными (В. М. Бехтеров, Л. С. Выготский, С. Д Забрамная, В. С. Мухина)давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу.

Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики– пальчиковая гимнастика, самомассаж, массаж с шариками Су-Джок, лепка из пластилина, шнуровка, песочная терапия.

Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковую гимнастику следует начинать с легкого массажа проводимого педагогом, для разогрева мышц. Упражнения для пальчиковой гимнастики следует начинать от простого к сложному.

  1. Игры манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-Белобока», «Мы делили апельсин»);
  2. Сюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок»- из сжатого кулака поочередно «появляются»пальцы, «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно);
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») самый сложный вид пальчиковой гимнастики. Данные упражнения развивают не только двигательную сферу, но и пространственную ориентацию ребенка. («Колечко»- поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и так далее. «Кулак - ребро - ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Самомассаж. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание, отличие самомассажа лишь в том, что ребенок выполняет сам все действия и манипуляции (от периферии к центру).«Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш.

Массаж шариками Су-Джок. Для Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Шариком Су-Джок можно стимулировать зоны не только на ладонях и руках, но и на стопах, ногах, спине. Высокая эффективность Су-Джок - терапии в том, что не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект, безопасен в использовании, массаж с шариками можно многократно включать в течение дня, также в любую образовательную деятельность в виде физкультминуток.

- Катать мячик от кончиков пальчиковк запястью; - Катать мячик в ладонях по кругу; - Перебирать мячик пальчиками; - Сжимать мячик пальчиками; - Крутить мячик пальчикам; - Подбрасывать и ловить мячик; - Сжимать мячик в руках; - Перекидывать мячик из одной руки в другую.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Нанизывание бусин и шнуровка.

Детям с проблемами мелкой моторикис ледует начинать с нанизывания бусин крупного размера, с возрастом и с учетом развития двигательной активности пальцев рук можно переходить на средние и мелкие бусины, так же проводятся игры со шнуровкой. Нанизывание бусин дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи.

Игры с прищепками.

Прищепки, отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно - моторную систему. На занятиях и в свободное время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение.

Песочная терапия.

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии, способствует развитию мелкой моторики, формированию образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снять психологические напряжение. Песочная терапия – универсальный метод, который практически не имеет противопоказаний. Для развития мелкой моторики у детейс ОВЗ мы включаем игры с сухим и влажным песком, также дети любят играть с кинетическим песком.

Лепка из пластилина.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Но, только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В начальном этапе при работе детей с ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками.

Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитиюи совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, мышления, логики, памяти, пространственной ориентировки.

Я уверена, что системная разнообразная работа по развитию мелкой моторики с учетом индивидуальных особенностей будет способствовать созреванию соответствующих зон коры головного мозга для дальнейшего развития мышц мелкой моторики и речевых навыков.