Печать

Подготовила: Иванова И.В.

Игра – органически присуща детскому возрасту. Она незаменима для нормального физического и психического развития ребенка. В процессе игры дети познают окружающий мир и то, как он устроен, посредством постоянного экспериментирования и исследования.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным, ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре дети усваивают необходимые им знания.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять. Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Игра на разных этапах развития.

Дети познают мир через игру, используя все пять чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и вкус.

Примерно до двух лет дети обычно играют одни, после двух лет они начинают наблюдать, как играют другие, и играют параллельно (используют такие же предметы, но не играют вместе с другим ребенком). Начиная с двух – трех и до четырех лет дети постепенно переходят к ассоциативной игре (взаимодействуют, но не особенно стараются помогать друг другу), а затем только в возрасте четырех лет ребенок начинает играть с другими детьми. В возрасте от пяти до семи лет дети демонстрируют изрядную энергичность и инициативу. Игры часто основаны на фантазии, где они исполняют выдуманные роли, часто имитируют поведение взрослых.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых она способна творить чудеса. Ленивого она может сделать - трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

Обучение посредством игры.

В процессе игры ребенок учится контролировать движения своего тела, у него развиваются функции головного мозга, глаз и конечностей, отвечающие за баланс и координацию. Ребенок любознателен, и ему нравится изучать природу травы, земли, листьев и дождя, при этом он собирает информацию об окружающем мире и о том, как он устроен. Такие эксперименты в конце концов превращают ребенка в полноценного члена общества, поэтому игра является естественным путем обучения детей.

Ребенку требуется стимуляция и разнообразие игр и игрушек для обучения. Он быстро развивается и получает знания через общение и игры со взрослыми, обычно своими родителями и воспитателями. Эмоциональная стимуляция крайне необходима для того, чтобы уберечь ребенка от скуки, агрессии и раздражительности. Дети, которые лишены стимулов и общения, могут стать замкнутыми, возбужденными и показывать признаки отставания в развитии. Поэтому для ребенка будет лучше, если предоставлять ему возможность решать слишком сложные задачи, нежели слишком простые.

Игры можно разделить на несколько категорий. Каждый тип игры выполняет важную функцию в обучении и развитии ребенка, все по-своему полезны детям, и должны быть использованы родителями. Подвижные игры занимают особое место, это самое лучшее лекарство от двигательного голода – гиподинамии. Умение лазать, бросать, ловить, ударять по мячу и танцевать помогает ребенку учиться контролировать свое тело путем координирования действий. Игры на воображение – дети активно используют свое воображение, когда изображают кого-нибудь, наряжаются, играют в игрушки или заводят воображаемого друга. Сюжетно - ролевые игры – такие игры важны для развития социальных навыков, они учат ребенка тому, что такое играть честно, придерживаться правил, делиться и сохранять чувство юмора во время игры. К этому типу игр относятся игра в шарики и ролевые игры, такие как «казаки – разбойники».

К тому времени, как ребенок идет в школу, он накапливает огромное количество информации, связанной и несвязанной между собой. В возрасте от одного до трех лет ребенок собирает больше информации, чем за всю остальную жизнь. Значимость детских игр заключается в том, чтобы в этом возрасте успеть обучить детей посредством создания стимулов и ситуаций тому, что им необходимо знать и уметь до того, как они начнут основное обучение.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Поэтому играйте с детьми, создавайте им условия для самостоятельной игры, заполняйте свободное детское время полезными, развивающими играми.

Просмотров: 314