Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Стандарт дошкольного образования определяет новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Из этого следует, что должны появиться и начать реализовываться формы образования, предполагающие культурно образовательное отношение между взрослым и ребёнком, когда взрослый выступает в роли партнёра в его деятельности и реализует для этого различные культурные игровые практики. Одной из таких форм выступают игровые практики детей дошкольного возраста.

Игровые практики или как их еще обозначают практики игрового взаимодействия представляет собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Они представляют собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – игру, которая привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. К тому же, игра – ведущий вид деятельности ребенка в период дошкольного детства.

Результатом освоения ребёнком игровых практик является становление универсальных культурных умений, которые обеспечивают его активную социальную и продуктивную деятельность, вхождение в мир и культуры, а также приобретение социальных качеств, характеризующих каждого ребёнка как уникальную личность.

Поэтому важнейшей задачей современного дошкольного образования является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения традиционных и инновационных игровых практик в системе успешного социального развития личности детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте основной, ведущей деятельностью является игра. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра является ведущей деятельностью, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития.

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста, многие аспекты которой еще не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое развитие. Исследования показали, что игра - эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А.А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.).

На значение игры в развитии ребенка указывают А. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др. Рассматривая игру как потребность растущего организма, мы выдвигаем ее в ряд способов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к познанию мира и себя в нем.

Рассмотрению игры как практики игрового взаимодействия, большое внимание уделяет А.А. Люблинская. Она видит в игре проявление мыслительной деятельности ребенка, специфическую форму анализа воспринимаемых ребенком природных и социальных явления и последующего их синтеза.

Следует отметить, что игровая практика представляет собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Именно в игровых практиках интегрируются большинство таких культурных практик как:

  • свободные практики детской деятельности,
  • практики культурной идентификации,
  • практики взаимодействия ребенка с социумом,
  • коммуникативные практики,
  • практики познания мира и самопознания,
  • практики формирования поведения и отношения.

В игровых практиках ребенок дошкольного возраста развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игровых практиках создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Всё, что относится к игровым практикам, находится в едином игровом пространстве, которое служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. При этом взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения, что априори определяет сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка во взаимодействии друг с другом.

Игровая практика – это среда, где ребёнок учится:

  • эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;
  • переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
  • осознавать своё реальное место среди других людей;
  • уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, действуют уверенно;
  • надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой – игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи.

Практика показывает, что дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем те, которые мало играли; - свободно выражать свои чувства, свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство, страх, агрессию, напряжение. В играх детские чувства находят выход, ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Концептуальные основы игровых практик:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация игровой практики осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую культурную практику включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения материала.

Главная цель системы использования традиционных и инновационных игровых практик для успешной социализации личности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ – создание полноценной мотивационной основы для овладения культурными умениями и ценностными ориентирами в деятельности в сочетании с условиями функционирования дошкольного учреждения и уровнем развития детей.

Игровые практики тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в познании и апробировании в личном опыте нового за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие социально направленную деятельность детей и повышающие её результативность.

На современном этапе культурная практика игрового взаимодействия в качестве самостоятельной системы может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Педагогические условия использования игровых практик в системе успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ включает в себя следующие аспекты:

  • научно-обоснованная система использования игровых практик для успешного социального развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ;
  • ориентированность на развивающее социальное взаимодействие, предполагающее познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;
  • насыщение многосторонней коммуникации детей личностно значимым и переживаемым социальным содержанием;
  • организация активного включения семьи в систему использования игровых практик для успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая особенности старшего дошкольного возраста, педагог определяет тематику практики игровой деятельности дня и содержание работы по социальному развитию личности ребенка в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно после окончания игровой деятельности в течение дня создание нравственноэтических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Кроме того, в игровых практиках создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей, так как игровой метод способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Игровая культурная практика ребенка – это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычных для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а также складывающего индивидуального жизненного опыта. Из определения видно, что игровая практика имеет очень тесную или неразрывную связь с жизнью ребенка. Так, если ребенку присуще чувство безопасности, удовлетворены все его потребности (в еде, отдыхе и т.д.), то при определенных условиях он начинает включаться в игровую деятельность, и одним из этих условий выступает наличие свободного времени. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждой совместной игровой практике происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности в привычной и понятной форме игры осуществить познание, совместное творчество, сотрудничество, коммуникации, эмоциональноый обмен и взаимную поддержку. В этом и проявляется интегративная сущность игровых практик.

Таким образом, обзорный анализ сущностной характеристики процесса игровых практик для детей старшего дошкольного возраста и выявление специфики факторов, механизмов и способов социализации в этот период детства позволил определить объективность использования в этом процессе игровых практик следующих направленностей: свободные практики детской деятельности, практики культурной идентификации практики взаимодействия ребенка с социумом, коммуникативные практики, практики познания мира и самопознания, практики формирования поведения и отношения.