Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Подготовила: учитель-логопед Урядина И.Н.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хотелось бы предложить вашему вниманию речевые игры, в которые родители могут поиграть совместно со своими детьми дома.

«Играем вместе»

Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

«Выполняй задания»

Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

Прикрой ладонями глаза. Прикрой ладонями уши. Подними правое плечо.

Подними левую руку. Согни левую ногу. Правой рукой коснись правого плеча. Правую ногу подними и отведи в сторону. Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

«Послушай – нарисуй»

Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

  • Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика
  • Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
  • Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
  • Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
  • Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
  • В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.

«Слушай-выполняй»

Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
Подойди к двери и открой ее.

  • Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
  • Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
  • 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
  • Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.

«Угадай, назови, покажи»

Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.

  • Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
  • Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
  • Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
  • Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон).

«Просьба»

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

  • Просьба, подними руки вверх.
  • Руки вниз.
  • Просьба, руки в стороны.
  • Руки вперед.
  • Присядь.
  • Просьба, встань.
  • Попрыгай на одной ноге.
  • Просьба, покружись.
  • Просьба, похлопай в ладоши.
  • Опусти руки.
  • Просьба, топни правой ногой.
  • А теперь левой

«Покажи»

Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.

  • Покажи все зеленые квадраты.
  • А где синие треугольники?
  • Покажи красный овал.
  • А синий прямоугольник?
  • Где желтый круг?
  • Покажи желтый круг и красный квадрат.
  • А где фигуры без углов?
  • Покажи все прямоугольники.
  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

«Тихо-громко»

Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

  • Покружись.
  • Повернись ко мне спиной.
  • Присядь три раза.
  • Поставь руки перед грудью.
  • Хлопни в ладоши 4 раза.
  • Топни правой ногой 2 раза.

«Бывает - не бывает»

Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.

  • Корова летает.
  • Лошадь выступает в цирке.
  • Рыба бежит к реке.
  • Лягушка громко разговаривает.
  • Курица дает молоко.
  • Петух кукарекает.
  • Муравей тащит бревно.
  • Слон залез в нору.
  • Лошадь спит в берлоге.
  • Воробей чирикает.
  • Кукушка ловит кошку.
  • Мама моложе дочки.

«Послушай – подумай – исправь»

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.

а) Ежик ползал на поляне, пудель лаял на диване, а кораблик в это время
мирно плавал в океане.
б) Кораблик ползал по поляне, ежик лаял на диване, ну а пудель в это время
мирно плавал в океане.
в) Кораблик лаял на диване, пудель ползал на поляне, ну а ежик в это время
мирно плавал в океане.

«Маленький – большой»

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, слон, бегемот, булавка, комната. капля.

«Загадки – обманки»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

  • Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
  • Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)
  • Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)
  • В огороде до сих пор под землею. (помидор)
  • Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий. (конь)
  • Покраснел он, наконец, круглый мягкий. (огурец)
  • Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)

«Звук заблудился»

Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

  1. Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.
  2. Ехал дядя без жилета (билета). Заплатил он штраф за это.
  3. Тает снег, течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей) .
  4. Мама с бочками (дочками) пошла. По дороге вдоль села.
  5. На поляне весной. Вырос зуб (дуб) молодой.