С детьми играем — речь развиваем
Подготовила: учитель-логопед Урядина И.Н.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хотелось бы предложить вашему вниманию речевые игры, в которые родители могут поиграть совместно со своими детьми дома.
«Играем вместе»
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
«Выполняй задания»
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
Прикрой ладонями глаза. Прикрой ладонями уши. Подними правое плечо.
Подними левую руку. Согни левую ногу. Правой рукой коснись правого плеча. Правую ногу подними и отведи в сторону. Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
«Послушай – нарисуй»
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
- Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика
- Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
- Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
- Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
- Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
- В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
«Слушай-выполняй»
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
Подойди к двери и открой ее.
- Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
- Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
- 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
- Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
«Угадай, назови, покажи»
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.
- Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
- Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
- Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
- Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон).
«Просьба»
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
- Просьба, подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба, руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба, встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба, покружись.
- Просьба, похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба, топни правой ногой.
- А теперь левой
«Покажи»
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.
- Покажи все зеленые квадраты.
- А где синие треугольники?
- Покажи красный овал.
- А синий прямоугольник?
- Где желтый круг?
- Покажи желтый круг и красный квадрат.
- А где фигуры без углов?
- Покажи все прямоугольники.
- Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
- Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
«Тихо-громко»
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
- Покружись.
- Повернись ко мне спиной.
- Присядь три раза.
- Поставь руки перед грудью.
- Хлопни в ладоши 4 раза.
- Топни правой ногой 2 раза.
«Бывает - не бывает»
Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.
- Корова летает.
- Лошадь выступает в цирке.
- Рыба бежит к реке.
- Лягушка громко разговаривает.
- Курица дает молоко.
- Петух кукарекает.
- Муравей тащит бревно.
- Слон залез в нору.
- Лошадь спит в берлоге.
- Воробей чирикает.
- Кукушка ловит кошку.
- Мама моложе дочки.
«Послушай – подумай – исправь»
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.
а) Ежик ползал на поляне, пудель лаял на диване, а кораблик в это время
мирно плавал в океане.
б) Кораблик ползал по поляне, ежик лаял на диване, ну а пудель в это время
мирно плавал в океане.
в) Кораблик лаял на диване, пудель ползал на поляне, ну а ежик в это время
мирно плавал в океане.
«Маленький – большой»
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, слон, бегемот, булавка, комната. капля.
«Загадки – обманки»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
- Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
- Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)
- Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)
- В огороде до сих пор под землею. (помидор)
- Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий. (конь)
- Покраснел он, наконец, круглый мягкий. (огурец)
- Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
«Звук заблудился»
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
- Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.
- Ехал дядя без жилета (билета). Заплатил он штраф за это.
- Тает снег, течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей) .
- Мама с бочками (дочками) пошла. По дороге вдоль села.
- На поляне весной. Вырос зуб (дуб) молодой.