Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

обычная версия

Обухова Л.И., воспитатель группы компенсирующей направленности

Уважаемые родители!

Мы иногда задаем себе вопрос, как же научить писать своего ребенка и чтобы в школе ребёнку было легче, руку к письму необходимо готовить. Начинать делать это можно и нужно задолго до того, как ребёнку предстоит пойти в школу. Конечно, подготовкойзанимаются и в детском саду, но часто этого недостаточно. Родители обязательно должны уделять внимание этому важному этапу подготовки к школе. Особенно, если ребёнок не посещает детские дошкольныеучреждения и не развивает мелкую моторику рук. Подготовка руки дошкольника к письму- это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать этот этап. В связи с этим обучение ребенка нередко заканчивается ссорой. И в следствии у него не возникает желание учиться. И в дальнейшем такие дети чувствуют себя неуверенными в школе. Чаще всего они имеют плохую успеваемость и некрасивый почерк.

Итак, подготовка руки к письмуначинается с раннего возраста ребенка. Это- разнообразные игры с погремушками, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев ребенка, рисование каракулей, лепка из пластилина, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать. Мы так считаем, что в процессе письма нет ничего сложного, но так кажется нам, взрослым, а маленькому ребенку необходимо не только научиться писать, но и постичь саму технику этого процесса.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. И взрослые должны уделить этому особое внимание и помочь овладеть этим процессом. Ребенок закрепляет неправильное обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки.

И мы думаем, да пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались специально и в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.

И нужно учесть, что если ребенок научился неправильно держать ручку, то в дальнейшем его уже трудно будет переучить!

Как же правильно держать ручку?

При написании пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Как научить ребенка правильно писать?

Можно использовать такие методические приемы.

  1. Можно поменяться с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует выученное им. Затем ребенок действует самостоятельно. Сначала подсказываем минимально, а потом ребенок работает без подсказки.
  2. Взять половину бумажной салфетку. Пусть дошкольникзажмет салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Затем попросите его взять остальными тремя пальцами ручку. Пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок держит ручку или карандаш правильно.
  3. Каплетерапия - отличный способ подготовки руки для письма. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развивать в себе творческую личность. Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики, необходимо заранее подготовить: акварельные краски, бумагу, губки, салфетки, пипетку. В каждом стакане необходимо развести разные цвета. Желательно, чтобы палитра красок была разнообразной и яркой. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок. Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным, поскольку движения ребенка становятся более скоординированными. Благодаря каплетерапии у детей развивается мелкая моторика и творческое воображение. И со временем дошкольниксможет правильно держать письменные принадлежности.

Важное правило: контроль навыка письма проводится у ребенка до 4-х лет!

Это означает, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка письмаперед поступлением в школу.

Распознавание неправильного навыка письма?

О нем можно судить по следующим элементам:

  • Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
  • Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
  • Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
  • Кисть жестко зафиксирована.
  • Еще нужно обратить внимание на то, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
  • Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
  • Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Нужно ему предложить нарисовать не отрываясь от листа круг. Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости,он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, будет рисовать ее несколько раз, передвигая рукуили поворачивая лист.

Исправление неправильного навыка письма?

Для этого можно воспользоваться следующими приемами:

  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
  • Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
  • Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на то, как ребенок пишет.

Развитие мускулатуры руки у ребенка?

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики или губку.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Нанизывать колечки на мезинец правой руки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами, шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Рисовать по точкам.
  • Рисовать короткими частыми штрихами.
  • Рисовать мелкими штрихами с возвратом.
  • Рисовать длинными параллельными отрезками.
  • Рисовать круговую штриховку от центра рисунка.

Удачи вам, уважаемые родители, в подготовке руки ребенка к письму!