Как помочь ребенку запомнить буквы
Подготовила: Моисеева Е.Н.
Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове ( хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С), учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове?).
Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:
- Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?
- Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?
- Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?
- Заштриховать букву.
- Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.
- Написать букву в большой и маленькой клеточках.
- Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.
- Вылепить букву из пластилина, глины, теста.
- Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.
- Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.
- Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.
- Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.
Существуют игры, способствующие запоминанию букв.
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквыприкрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка,где вы с ним занимаетесь.Принцип прикрепления таков: с какой буквыначинается название предмета, такая и буква прикрепляется.Например, «шкаф»— «ш», «стол»— «с», «тумба»— «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы,папы, брата. Например, «Алла»— «А», мама, «Коля»— «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая»их. Буква«с»похожа на месяц, «о»- на обруч, «п»-на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а»дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенокдолжен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду,которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенкунайти и подчеркнуть (обвести кружком)определенную букву в тексте.Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.
- Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера. Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.
- Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.
- Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.
- Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.
Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. Успехов вам!