Игры на развитие мелкой моторики
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка.
Игры на развитие мелкой моторики дошкольников средней группы могут быть полезны для родителей, которые заинтересованы в развитии ручной ловкости, умелости, мелкой моторики рук, подготовки кисти руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников и развитии межполушарного взаимодействия.
Вот некоторые примеры игр, в которые можно поиграть дома:
«Сыпучий бассейн»
Цель: Развитие и увеличение мелкой моторики и чувствительности пальцев рук, массаж пальцев рук, стимуляции речевой активности.
Берется любая ёмкость и наполняется, например, сухим горохом (песком, камушками, любой крупой и т.п.), перед наполнением на дно емкости кладут различные предметы, например, мелкие игрушки с различными свойствами, пуговицы, разные геометрические фигуры.
Ход игры: детишкам предлагается найти засыпанные различные мелкие игрушки или предметы. Погружая кисти рук или пальчики в емкость с наполнителем, перебирая горох (другие крупы или материал наполнения) для нахождения предмета на дне. При выполнении этого задания пальчики получают массажный эффект, что повышается их чувствительность и движения становиться более скоординированными. Ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и ему предлагается рассказать о нем и называет его.
Можно немного усложнить данную игру, например, использовать различные размеры емкости (маленькую или большую), комбинирование наполнителей, что даст больше массажного эффекта и повышения чувствительности пальчиков рук, можно еще опускать по одной руке (по очереди).
«Разноцветные клубочки»
Цель: Развития умения наматывать клубочки ниток, развивая подвижность пальчиков рук, ловкость и координацию движений обеих рук.
Ход игры: есть несколько вариантов игры:
- Ребенку предлагается разматывать и наматывать ниточки на клубок;
- Перематывание с одного клубка на другой (можно в команде). Например, один ребенок наматывает, другой разматывает.
«Рисование на песке (муке или манке)»
Цель: Развитие точных движений пальцев рук, воображения, образного мышления, научить ориентироваться на плоскости или проекции.
Ход игры: Ребенку предоставляется поднос яркого цвета с песком (кинетический), мукой или манкой. Ребенок начинает рисовать движениями пальца желанные картинки: луна или солнце, море с волнами, различные горы, любимых героев, автомобили или просто дерево, а если не понравилось или не получилось, можно легко и быстро всё удалить.
«Игры с крышками»
Цель: Научить ребенка закручивать и откручивать крышечки, развивая при этом координацию движений пальчиков рук и умение складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: Есть несколько вариантов игры с крышками:
- Ребенку выдаются по одной бутылочке с не закрученными крышечками и ему надо просто закрутить и открутить;
- Командная игра (от 2 и более) выдается по бутылочке с не закрученными крышечками. Первый ребенок в команде закручивает и передает второму в команде, а тот в свою очередь должен открутить крышечку и предать третьему, а он закручивает и так далее;
- Ребенку выдается по две крышечки, он на них ставит свои пальчики (по одну в крышечку) и должен передвигая крышечки дойти до определённого места на столе. Можно также сделать это в командной игре один с одной стороны стола, второй с другой стола и кто быстрее передвинет крышечки, например, по 2 раза.
«Любимые прищепки»
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики кисти рук, силу мышц пальцев рук, координации движения пальцев рук.
Ход игры: Существует множество вариантов «Любимые прищепки»:
- Ребёнок крепит на плоское изображения недостающие фрагменты в виде прищепок, например: ежик, солнышко, тучка, кактус, цветочек, рыбка, морковь.
- Ребенок крепит одну прищепку к кончику другой и так далее.
Игры с конструктором.
Цель: Научить детишек конструировать из множества различных конструкторов, которые имеют разные способы соединения деталей, создавая из них модели как по схемам производителей конструктора, так и придуманные самими детьми (для формирования у ребенка образного мышления и воображения) или преподавателем. Сформировать навыки сборки и разборки, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и укреплению кисти рук.
Игра «Бусинки»
Цель: Развивать и закреплять зрительную память у ребенка. Научить детей выбирать и показывать предметы определенной формы и цвета, как по показу, так и по устному описанию. Сформировать у ребенка умение выполнять последовательные действия в поставленной задаче. Развивать и укреплять моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание бусинок на шнур (леску).
Ход игры: Игру можно проводить в различных вариантах:
- Простое нанизывание бусинок на шнур такого же цвета, как и сами бусинки;
- Нанизывание бусинок по очереди с разными цветами;
- Нанизывание бусинок по очереди с разными по формами и цветами;
- Предлагаю детишками найти лишнюю бусинку и исправить.
«Няня крышки»
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики кистей рук, силу мышц пальцев рук, координации движения пальцев рук, усидчивости, внимание, сформировать навыки крепления и разъединения.
Ход игры: Используются крышки от пюре «Фрутто-няня».
Есть несколько вариантов игры с крышками:
- Ребенок собирает различные фигуры (цветочек, дорожка, башенка);
- Командная игра (от 2 и более) собирают различные фигуры прикрепляя по одной крышечке.