Что значит быть патриотом?
Подготовила: Жилина Е.А.
Скажите, вы разговариваете с ребенком о том, что значит быть патриотом? Что означает это слово? А с какого возраста необходимо об этом разговаривать? Но растет ребенок, растут его патриотические чувства.
Конечно, эти чувства начинают развиваться в семье. Это любовь к родным и близким. Затем эти чувства выражаются в любви к родному городу, своему краю, природе. Воспитание патриотических чувств развивается в воспитании любви к родному городу. Важно чтобы родители заботились о том, чтобы ребята не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, на которой они ходят в детский сад, чтобы память о родном городе надолго сохранилась.
Это и есть самое начало патриотизма, и это чувство рождается в познании мира, а формируется это чувство в процессе повседневного и целенаправленного воспитания, и конечно, личным примером родных и окружающих людей.
В современном мире воспитание будущего Гражданина, будущей Личности становится очень актуальным и требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гуманизма, гражданственности не считаются важными, а нравственная сторона является не всегда главным семейным качеством.
Но, всё же, все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека, у которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.
Задумайтесь на минуточку. Почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.
Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту.
Важно, чтобы примеры нравственности, патриотизма и гуманизма были ненавязчивыми, а создавали ситуацию успеха в развитии детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети должны знать, в какой стране они живут, чем отличаются от других народов и т. д.
Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях живущих и живших когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.
Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает - Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.
В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, что бы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.
Предлагаем вам так же проводить с детьми различные игры, беседы (о родном городе), рассматривание иллюстраций (природа России), чтение литературы. Необходимо проводить с детьми экскурсии по значимым местам города, беречь природу и др. Все это будет вызывать у детей чувство гордости за свою принадлежность с родному городу и стране. И важно научить быть полезным человеком, даже в маленьких делах (посадка деревьев и цветов, уборка территории, участие в городских праздниках и т. д.).
Необходимо рассказывать детям о подвигах великих людей, говорить о том, что создано руками прошлых поколений. Можно создавать альбомы о памятных метах города, родного края или страны.
А народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Дети знакомятся с потешками, прибаутками, сказками, которые учат любви, сопереживанию, добру, взаимовыручке. Часто через игру, через использование виртуальных экскурсий дети могут познакомится с другими городами и странами. Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Будьте всегда открыты со своими детьми.
Рекомендации для родителей. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, родных людей, улицы, где он живет, детского сада.
Примерные игры:
«Мой адрес»
В этой игре детям предлагается вспомнить, либо с помощью наводящих вопросов родителей напомнить, на какой улице они живут, либо вместо улицы называть номер этажа или квартиры.
«Наш детский сад»
По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. Сада, воспоминают как их зовут и что они делают.
«Поиски добрых слов»
Игра проводится поочередно (между родителем и ребенком), но прежде нужно рассказать о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Следует рассказывать детям “Что такое хорошо, а что такое плохо”.
Литература:
Стихотворения.
Л.Осипова
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой.
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой!
С.Маршак. «Кораблик»
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой…
Л.Поляк
…Льют холодные дожди.
Взяли зонтики, на ножки
Натянули мы сапожки
И пошли в осенний лес,
Где полным – полно чудес.
На опушке под кусточком
Притаились два грибочка.
Поклонюсь: не жалко спинку.
Ну-ка, живо марш корзинку!
Сад в наряде желто-красном…
Величава и прекрасна,
Круглый год она красива,
Наша родина – Россия!
А.Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Загадки (о животных России).
Любит кто в лесу реветь?
Спит в берлоге кто? (медведь)
Он зубами «щелк» да «щелк»,
Рыщет в чаще серый… (волк)
Скачет шустрый на лужайке
Длинноухий, серый … (зайка)
Ходит рыжая краса,
Очень хитрая … (лиса)
Рассказы.
В.Степанов «Замечательные детки»
А. Каракулова «Птичий домик»
К. Мигунова «Мамы и детки», «Марусины друзья»
В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?
Л.Н. Толстой «Еж», «Лиса»
Е.Чарушин «Курочка»
Г.Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка»
Сказки.
«Петушок и бобовое зернышко»
«Волк и козлята»
«Кот, петух и лиса»
«У солнышка в гостях»