Застенчивый ребенок – плохо ли это?
Застенчивые детки выглядят на удивление одинаково. Это: вжатая голова, взгляд в пол, сутулые плечи и почти никогда взгляд не обращен в глаза собеседнику. Они готовы спрятаться, только чтобы бы их не заметили. Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, как описывает А.Ф. Лазурский, «что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно другие психологические трудности».
Поведение таких детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются:
- бывают дети малообщительные, но, при этом, не испытывающие при этом особого дискомфорта; они самодостаточны, им не требуется помощь посторонних;
- бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов;
- у иных детей отказ от общения рассматривается как средство самоутверждения, стремления показать свою значимость;
- трудности в общении у некоторых детей могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; это случай, когда ребенку трудно познакомиться и поддержать разговор.
Очень часто «застенчивые» дети подвергаются придиркам со стороны сверстников или издевательству более сильных психологически. Из-за этого, отмечает Ю.Л. Охорович, «посещение дошкольного учреждения для ребенка превращается в своеобразную пытку».
Застенчивость может сопровождаться еще и повышенной тревожностью, робостью. У таких детей бывает боязнь: темноты, одиночества и т.д.
Между тем, застенчивые дети довольно часто обладают большими интеллектуальными способностями, свободно осваивают компьютерную технику, читают, рисуют…
Застенчивость накладывает неизгладимый отпечаток на все важные аспекты жизнедеятельности человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, считают специалисты. Особенно, если застенчивость еще и сопровождается заиканием, напряжением, психологической скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.
Самое главное правило: спокойная мама – спокойный ребенок. Отдавая ребенка педагогу, попытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей. Настройте себя на расставание заранее, это неизбежно. Правильный алгоритм действий в первые дни: переодеть ребенка, поцеловать, пообещать, что обязательно заберете его из детского сада.
Время нахождения в детском саду надо увеличивать постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3-х лет не рекомендуется в детском саду на целый день. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания.
Посещайте детский сад регулярно, без пропусков. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
Придумайте индивидуальный «ритуал прощания» с ребенком без долгих расставаний.
Дайте ребенку «талисман»: некую его личную вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, мягкую игрушку. Или «ключ от дома», без которого вы домой не попадете, пока не заберете ребенка из сада.
Создайте положительную мотивацию для посещения детского сада. Можно, например, посмотреть как поливают цветы или соскучилась ли любимая игрушка и т.д.
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке!