Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья?
воспитатель группы комбинированной направленности: Левченко А.С.
Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья?
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ.
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Как развивать мышцы речевого аппарата у детей:
- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты)
- жевать сырые овощи (морковку, редис, огурцы)
- слизывать с тарелки варенье, сметану, йогурт (для распластывания языка)
- чистить зубы и дёсны, это приучает к инородному телу во рту, снижая рвотный рефлекс
- полоскать рот
- жевать на боковой стороне. Следить, чтобы ребенок попеременно жевал на разных сторонах ротовой полости
- сосать и грызть сухарики из хлеба или несладкого батона
- лизать эскимо
В норме у ребенка к пяти годам полностью должны быть сформированы все речевые навыки. Если этого не произошло, то необходимо выяснить, почему возникло нарушение речи и при необходимости предоставить комплексную логопедическую, психотерапевтическую, медицинскую помощь.
По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:
- в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
- в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
- в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
- в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
- в десять месяцев не машет на прощание рукой;
- в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
- в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой»;
В норме ребенок должен уметь говорить:
- 3 года: словарный запас малыша 250 слов и выше, называет своё имя, пол, возраст, выполняет задания типа “Положи карандаши в коробку”;
- 4 года: в разговоре использует 10—15 вариантов предложений, может рассказать о себе;
- 5 лет: ребёнок правильно строит фразы и произносит все звуки.
Стоит обратиться к логопеду, если:
- малыш не отвечает на простые вопросы: “Кто?”, “Что?”, “Где?”
- неправильно использует падежные окончания имён существительных, предлоги
- неправильно произносит большую часть звуков — дефект смягчения — “тяпки” вместо “тапки”, “дём — дом”, искажает межзубное произношение звуков “с”, “з”, “ц”, “ч”, “щ”, смешение — “ш” и “с” — “сапка” и “шапка”, а “ж” и “з” — “заба” — “жаба”
- разговаривает фразами не более чем из четырёх слов
- нарушено произношение звуков
- ребёнок неправильно строит фразы
- пропускает согласные звуки там, где они стоят рядом: “такан” — “стакан”
- не может согласовать правильно имена существительные среднего рода (солнцы, окны) или множественное число (лобы, роты)
Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:
- отоларингологу для проверки слуха малыша;
- невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
- детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
- окулисту для проверки зрения;
- логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.
Какие бывают группы нарушений
Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:
- В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
- Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
- В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.
Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.
Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
Необходимо! Общаться с ребенком! Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос– есть работа мысли. Есть мысль– активизируется память.
На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.
Что делать НЕ НАДО! Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Помните о домашних занятиях. При нарушениях речевого развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы. Занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук: Выполняйте с детьми различные графические упражнения: - «обведи узор» - «продолжи узор» - «дорисуй…»
Очень важным фактором в развитии речи является развитие мелкой моторики.
Современные исследования доказали, что речевые центры мозга напрямую связаны с тактильными ощущениями. Поэтому логопеды рекомендуют развивать мелкую моторику рук и пальцев практически от самого рождения. Для эффективности упражнений по развитию мелкой моторики необходимо использовать предметы, разнообразных цветов, форм и текстур.
Ребенок познает мир через игру. Это является его естественной потребностью. Игры в игрушки учат малыша методам коммуникации, развивают творческие способности и активизируют мышление.
Игрушки сопровождают ребенка в течение всей жизни. Появляются самые любимые и важные среди них, следовательно, маленький человек учится выражать эмоции и чувства.
Игрушки для развития мелкой моторики:
матрешки; |
шнуровки; |
пирамидки; |
паззлы; |
неваляшки; |
шарики, небольшие мячики; |
кубики; |
резиновые фигурки, которые легко сжимаются рукой; |
погремушки; |
сортеры (игрушки, в которых нужно рассортировывать различные детали); |
мозаика; |
абаки (подставки с палочками, на которые можно нанизывать разные предметы). |
Вы можете найти и в своем доме игрушки для развития речи:
большие бусины; |
прищепки; |
пуговицы; |
коробочки, шкатулочки; |
стаканчики; |
различные крупы; |
баночки (не бьющиеся); |
резинки для волос и многое другое. |