Коммуникативные навыки ребенка в игре
Подготовила Жилина Е.А.
В современном мире технологий все чаще появляются проблемы в сфере общения, лучшим другом ребенка часто является телевизор или планшет. Современным детям сложно общаться друг с другом, уважительно относиться друг к другу, договариваться, принимать совместные решения, осуществлять совместную деятельность. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их эмоций. Социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.
Коммуникативные способности – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Дошкольники большую часть времени проводят в игровой деятельности. Поэтому, социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка, родители и воспитатели могут правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, которые так пригодятся ребенку и в школе, и в дальнейшей жизни!
Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Это актуализируется в федеральном государственном образовательном стандарте. Именно игра и общение становятся ведущими видами детской деятельности.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.
Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения.
Формы организации детского общения:
- речевые проблемные ситуации;
- беседы;
- отгадывание загадок;
- составление рассказов, сказок;
- ситуативные разговоры;
- игры.
В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:
- реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
- рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
- коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;
- отсутствие соревновательности в играх.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
Обучая ребенка игре, взрослый делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. взрослый должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей, воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации, и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда взрослый сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой-либо роли, взрослый направляет игру с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.
Так же важно уделять внимание эмоциональному воспитанию, уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности. Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.
Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и взрослый, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре.
Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения на равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.
Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.
Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.
Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.
Такие игры, как «Прорви круг», «Поводырь», «Стиральная машина», «Бабушка Маланья» направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.
Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.
Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч» способствуют снятию мышечного напряжения и эмоционального раскрепощают детей. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. В зависимости от подготовленности дошкольников педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений.
Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.
Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе с взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.
Педагоги давно отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.